Мост Александра III

Мост Александра III (фр. Pont Alexandre III) — самый элегантный, грандиозный и роскошный мост Парижа, одна из самых красивых в мире переправ через реку. Он был построен для Всемирной выставки в Париже 1900 года, на которой были представлены звуковые фильмы, эскалаторы, русская матрешка, каслинское литье и самый мощный из когда-либо созданных телескопов. Рудольф Дизель представил свой новый двигатель внутреннего сгорания, работающий только на арахисовом масле, а город провел первые Олимпийские игры за пределами Греции. Выставка ввела стиль «ар-нуво» в популярную культуру и впервые электрические фонари осветили Париж.

Мост простирается вдоль Сены и соединяет Дом Инвалидов (место захоронения Наполеона) на левом берегу реки с Малым и Большим дворцом на правом берегу. Между дворцами проспект Уинстона Черчилля ведет прямо к Елисейским полям.

С моста Александра III открывается прекрасный вид на Эйфелеву башню, поэтому он является идеальным местом для свадебных фотографий.

Следующий мост вверх по течению Сены — мост Конкорд, вниз по течению — мост Инвалидов.

Мост Александра III: выдающаяся архитектура

Мост Александра III считается одним из самых красивых в Париже. Филигранная и богато украшенная стальная конструкция — работа инженера-мостостроителя Жана Резаля, который также отвечал за другие парижские мосты.

Мост Александра III имеет одну арку. Данная архитектурная особенность не мешала судоходству по водному пути, который в то время был очень загружен, а также не мешала обзору зданий по обе стороны реки. Общая длина моста составляет 160 метров.

Передвигаясь по мосту пешком, вы как будто оказываетесь в парижском музее под открытым небом с множеством искусных скульптур.

Видимая часть моста ограничена четырьмя опорами высотой 17 м, которые обеспечивают стабилизирующий противовес арке моста, не мешая обзору. На каждой колонне-опоре установлена позолоченная бронзовая фигура высотой около 4 м. Она представляет собой крылатого Пегаса, обузданного Фамой, богиней славы. Фигуры ярко светятся издалека на солнце и при ночном свете. У подножия колонн находятся аллегорические каменные скульптуры, изображающие Францию в разные эпохи.

На колонне на правом берегу вверх по течению Сены установлена фигура «Слава изобразительному искусству» работы Эмманюэля Фремье (1824–1910), у подножия колонны — аллегорическая скульптура «Франция во времена Карла Великого»: Альфред Ленуар (1850–1920).

На колонне на правом берегу вниз по течению Сены назодится фигура «Слава сельскому хозяйству» работы Эмманюэля Фремье (1851–1924), у подножия колонны — аллегорическая скульптура «Современная Франция»: Гюстав Мишель.

На колонне на левом берегу вверх по течению Сены стоит фигура «Слава бою» работы Пьера Гранье (1843–1910), у подножия колонны — аллегорическая скульптура «Франция в эпоху Возрождения»: Жюль Кутан (1848–1939).

На колонне на левом берегу вниз по течению Сены находится фигура «Слава войне» работы Леопольда Штайнера (1853-1899), у подножия колонны — аллегорическая скульптура «Франция во времена Людовика XIV»: Лоран Оноре Маркест (1848-1920).

На площадке перед колонной, слегка отступив от начала лестницы, ведущей к набережной, находится скульптура льва с ребенком работы Жоржа Гарде.

Верхняя часть арки украшена с одной стороны гербом Парижа в окружении нимф Сены, а с другой стороны — гербом России в окружении нимф Невы.

За пилонами установлены чугунные канделябры с пятью разветвлениями. Они украшены скульптурными изображениями мальчиков, которые обозначают переход к балюстраде, разделенной серией канделябров с тремя разветвлениями.

Мост Александра III: история создания

После Франко-Прусской войны 1870-71 гг. вторая волна промышленной революции принесла Франции и, в частности, Парижу, процветание, изобилие и еще большее культурное влияние. Более 40 лет на континенте царил мир, и ход времени был оптимистичным. Несмотря на жесткую конкуренцию со стороны Англии, Австрии и Германии, образовательные, медицинские и научные учреждения Франции являлись в то время лучшими во всей Европе.

Мост назван в честь царя Александра III (1845–1894), который в 1891 году предложил президенту Франции Сади Карно заключить оборонительный альянс, из которого в начале 1894 года сложился франко-русский союз. Мост прославляет и отмечает новые дипломатические отношения между Францией и Россией, чья аристократия научилась говорить на французском языке в молодом возрасте так же свободно, как и на родном языке.

Мост был запланирован в рамках Всемирной выставки 1900 года. После конкурса, в котором приняли участие 108 человек, Жан Резаль и Амеде Альби получили заказ на проектирование конструкции. Архитектурное оформление было доверено значительно позже Жозефу Кассиан-Бернару и Гастону Кузену. Над декорациями моста работали около 15 художников.

Закладка первого камня состоялась 7 октября 1896 года в присутствии царя Николая II и президента Французской республики Феликса Фора.

После строительства, продолжавшегося всего три года, мост был открыт 14 апреля 1900 года, за день до начала Всемирной выставки, которая проходила на Эспланаде Инвалидов, а также в недавно построенных Большом и Малом дворцах на другой стороне Сены.

Единственная длинная низкая арка моста Александра III с ее декором в стиле «ар-нуво» является образцом парижской «Прекрасной эпохи» 1871-1914 годов. Во времена «Прекрасной эпохи» искусство процветало, принеся с собой все еще популярный стиль «ар-нуво» («Новое искусство»), извилистые изгибы которого были реакцией на чересчур напыщенный декор, а также результатом новой популярности японского и других азиатских искусств. Эпоха получила свое название лишь ретроспективно, после разрушений и страданий от двух последовавших мировых войн.

С 29 апреля 1975 года мост Александра III классифицируется как исторический памятник и обозначен как объект «наследия ХХ века».

В 1998 году мост Александра III был полностью отремонтирован. Между компонентами, изготовленными из различных металлов (стального литья, чугуна и бронзы), были обнаружены значительные коррозионные повреждения. Долгосрочные электролитические процессы между различными металлами, очевидно, еще не были известны во время строительства моста. В ходе реконструкции также была обновлена позолота общим весом 1,8 кг сусального золота.

Поделитесь этой статьей