Праздник драконьих лодок

Праздник драконьих лодок (Дуаньу, кит. 端午, пиньинь duānwǔ), также известный как «праздник начала лета» или «двойная пятерка», является одним из традиционных китайских праздников.

В 2024 году Праздник драконьих лодок отмечают в Китае 10 июня (выходные дни с 8 по 10 июня).

Слово Дуаньу (кит. 端午, пиньинь duānwǔ) впервые появилось в документе «Фэнту Цзи» (кит. 风土记, пиньинь fēngtǔ jì), написанном Чжоу Чу, известным чиновником династии Западная Цзинь. Этот документ стал для современных китайцев важным справочником по обычаям традиционных фестивалей, таких как Праздник драконьих лодок.

Когда же возник этот фестиваль? Уже давно существует много разных легенд и бесконечных споров.

Легенды о Празднике драконьих лодок

Праздник драконьих лодок имеет наибольшее количество названий среди традиционных китайских фестивалей и имеет множество легенд. Одна легенда гласит, что он посвящен памяти Цюй Юаня, другая, что праздник посвящен памяти У Цзысюя, а некоторые люди считают, что «5-е число 5-го месяца по лунному календарю» — «злой день», поэтому они пьют реальгаровое вино и развешивают листья моксы, чтобы «отогнать злых духов» и избежать эпидемий.

Легенда о Цюй Юане

Одна легенда гласит, что Праздник драконьих лодок зародился в древнем Китае и был учрежден в честь китайского поэта и мыслителя Цюй Юаня. Цюй Юань был государственным деятелем и поэтом при дворе царства Чу эпохи Воюющих Царств.

Недовольный политической коррупцией и слабостью страны в то время, он покончил жизнь ритуальным самоубийством, утопившись в реке.

Чтобы почтить память его преданности и патриотизма, люди начали проводить различные мероприятия каждый год 5-го числа 5-го месяца по лунному календарю.

Согласно легенде, в пятый день пятого месяца по лунному календарю в 278 г. до н.э., услышав известие о том, что армия Цинь захватила столицу Чу, Цюй Юань был полон горя и негодования. Чтобы прояснить свои амбиции через смерть, он решительно написал свою последнюю поэму «Хуайша» («С мужеством в сердце»), бросился в реку Милуо и умер за свою страну.

Местные жители сели в лодки и помчались через реку, чтобы вызвать духов воды и спасти тело Цюй Юаня. Люди бросали в реку шарики из клейкого риса, чтобы рыба и креветки не повредили тело Цюй Юаня.

Один старый врач взял бутылку с реальгаровым вином и вылил вино в реку, сказав, это должно оглушить водных обитателей.

С тех пор каждый год в пятый день пятого месяца по лунному календарю существует традиция участвовать в гонках на драконьих лодках, есть клейкий рис (китайское блюдо под названием Цзунцзы) и пить реальгаровое вино в память о Цюй Юане.

Цзунцзы
Цзунцзы

Чтобы приготовить Цзунцзы, клейкий рис заворачивают треугольниками в бамбуковый или тростниковый лист, добавляя мясо со специями или засахаренные фрукты в качестве начинки, и варят на пару.

Этот обычай сохраняется по сей день уже более двух тысяч лет. В настоящее время люди едят Цзунцзы во время Праздника драконьих лодок не только в честь Цюй Юаня, но и для того, чтобы унаследовать эту традиционную культуру.

На заметку: Цзунцзы, как вид еды, впервые появился во времена династии Восточная Хань и поначалу не предназначался специально для употребления в пищу на Празднике драконьих лодок.

Легенда о У Цзысюе

Вторая легенда о Празднике драконьих лодок, широко распространенная в провинциях Цзянсу и Чжэцзян, посвящена памяти У Цзысюя — государственного деятеля и военачальника периода «Весен и осеней».

У Цзюй, предок У Цзысюя, получил известность, упрекая императора Чу Чжуана в его нечестности, поэтому его потомки также были известны в царстве Чу. Семья У Цзысюя подверглась преследованиям в царстве Чу и бежала в царство У. У Цзысюй помог императору царства У победить царство Чу. Он контролировал династии Ци и Цзинь на севере, завоевал народ Юэ на юге.

После того, как Фучай из царства У взошел на трон, У Цзысюй считал, что царство Юэ должно быть уничтожено.

Тем временем два советника, Бо Пи (кит. 伯嚭, пиньинь Bó Pǐ) и У Цзысюй, боролись за доверие Фучая, пока Бо Пи не убедил Фучая казнить У Цзысюя за измену. При этом считается, что Бо Пи был подкуплен щедрыми подарками от Гоуцзяня — императора царства Юэ.

Бо Пи повлиял на императора царства У Фучая, чтобы тот заключил мир с царством Юэ, несмотря на возражения У Цзысюя, который предупреждал о возможном будущем нападении со стороны Юэ.

Фучай послал У Цзысюю приказ покончить с собой. Цзысюй в гневе покончил жизнь самоубийством, попросив свою семью перед этим вынуть его глаза после смерти и повесить их на восточных городских воротах, чтобы своими глазами увидеть, как армия Юэ уничтожает царство У.

Император У Фучай был так разгневан, что завернул тело У Цзысюя в кожу и бросил его в реку. Позже царство У действительно было разрушено императором Юэ Гоуцзянем. Фучаю было стыдно видеть У Цзысюя в подземном мире, поэтому он закрыл глаза белой тканью, прежде чем покончить жизнь самоубийством с помощью своего меча.

Поскольку тело У Цзысюя утонуло в реке раньше, чем утонул Цюй Юань, некоторые документы полагают, что обычаи китайского фестиваля лодок-драконов связаны с У Цзысюем, а не с Цюй Юанем.

Современные версии происхождения Праздника драконьих лодок

Согласно исследованиям современных ученых, происхождение Праздника драконьих лодок еще древнее и не имеет ничего общего с чествованием Цюй Юаня, У Цзысюя и других.

Считается, что такие обычаи, как поедание Цзунцзы и гонки на драконьих лодках во время Фестиваля Дуаньу, связаны с поклонением тотему дракона народом древнего племени Байюэ.

В древние времена жители Байюэ в среднем и нижнем течении реки Янцзы использовали дракона в качестве своего тотема. Они «стригли себе волосы и делали татуировки», имитируя форму дракона, чтобы избежать вреда.

Они бросали клейкий рис в реку для поклонения богу-дракону. Изображение дракона, мчащегося по воде, также является формой тотемного поклонения дракону.

Более поздние легенды о Цюй Юане, У Цзысюе и пр. постепенно интегрировались в обычаи Праздника драконьих лодок.

В ходе тысячелетнего исторического развития большая часть народа Байюэ интегрировалась в этническую группу Хань, а остальные превратились во многие этнические меньшинства на юге. Поэтому Фестиваль драконьих лодок стал праздником для всего Китая.

Обычаи Праздника драконьих лодок

Во время Праздника драконьих лодок существует множество традиционных обычаев, самые известные из которых — гонки на лодках, оформленных изображениями драконов и (или) с фигурой драконьей головы на носовой части, а также поедание клейкого риса Цзунцзы.

Гонки на лодках, изображающих драконов, — это водный вид спорта с давней историей, зародившийся в различных частях южного Китая.

Помимо гонок на драконьих лодках и поедания Цзунцзы, во время Праздника начала лета существуют и другие обычаи, например, ношение разноцветных шелковых нитей.

Ранним утром Праздника драконьих лодок первое важное дело, которое делают взрослые после пробуждения, — это обвязывают пятицветные шелковые нити вокруг запястий, лодыжек и шеи своих детей.

При завязывании нити детям запрещается разговаривать. Пятицветную шелковую нить нельзя порвать или выбросить по своему желанию. Ее можно бросить в реку только во время первого сильного дождя летом. Говорят, что дети, носящие разноцветные шелковые нити, могут избежать вреда от ядовитых насекомых, змей и скорпионов. Если бросить такую шелковую нить в реку, речная вода смоет язвы и болезни, и дети смогут быть в безопасности и здоровы.

Популярным в Праздник драконьих лодок является также развешивание листьев моксы. Считается, что мокса (растение, родственное полыни) помогает отогнать злых духов и насекомых, предотвратить эпидемии, способствует хорошему здоровью.

Развешивание листьев моксы
Развешивание листьев моксы

Пить реальгаровое вино — еще одна традиция во время Праздника драконьих лодок.

Реальгар является лекарственным минералом. Считается, что он способен уничтожать сотни ядов и помогает в изгнании злых духов. Поэтому во время Праздника драконьих лодок древние китайцы вымачивали реальгар в вине и наносили реальгаровое вино себе и своим детям на уши, нос, лоб, запястья, лодыжки. Говорят, что это помогает отогнать комаров, змей, скорпионов.

Обычай пить реальгаровое вино во время Праздника драконьих лодок был очень популярен в бассейне реки Янцзы. Однако современные научные исследования показывают, что наружное употребление реальгарового вина допустимо, а вот внутреннее употребление вредно, поэтому необходима осторожность.

Сегодняшний Праздник драконьих лодок — это культурное наследие китайской нации, символ единства. Обычаи праздника имеют глубокий исторический и культурный смысл, отражают традиционные добродетели и патриотические чувства китайского народа.

На заметку: Праздник драконьих лодок, Праздник весны, Фестиваль Цинмин и Праздник середины осени — четыре традиционных китайских народных праздника.

Поделитесь этой статьей