Большой Шигирский идол был обнаружен 24 января (5 февраля по новому стилю) 1890 года на Втором Курьинском прииске, расположенном в Шигирском торфянике возле Кировграда.
Его нашли в слое торфа на глубине 4 метра, и по решению владельца этих земель, графа Алексея Александровича Стенбок-Фермора, спустя девять месяцев, 30 октября (11 ноября), артефакт был передан в дар музею Уральского общества любителей естествознания (ныне Свердловский областной краеведческий музей).
Эта монументальная скульптура была создана из расколотого ствола лиственницы. После извлечения из торфяного слоя скульптура долгое время оставалась на прииске под открытым небом.
![Большой Шигирский идол](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/bolshoy-shigirskiy-idol001.jpg)
Реконструкция Большого Шигирского идола
Сохранение деревянных артефактов, обнаруженных в торфяниках, — сложная задача, поскольку при контакте с воздухом пропитанные водой предметы начинают быстро высыхать, трескаться и деформироваться.
Это произошло и с Большим Шигирским идолом: из-за резкого высыхания на его поверхности образовались трещины, доска тулова раскололась на фрагменты, некоторые из которых разломились вдоль древней продольной трещины, а их половинки изогнулись и распались на более мелкие части. Когда идол доставили в музей, он состоял из 10 обломков.
Первую попытку восстановления идола предпринял в конце XIX века хранитель музея Дмитрий Иванович Лобанов. Он собрал фигуру высотой 2,8 метра, добавив руки и скрещенные ноги, но некоторые фрагменты остались лежать у основания скульптуры из-за отсутствия четкой связи между ними.
![Реконструкция Большого Шигирского идола, выполненная Д. И. Лобановым](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/bolshoy-shigirskiy-idol01.jpg)
В 1914 году археолог Владимир Яковлевич Толмачев провел более точную реконструкцию, используя все сохранившиеся части идола.
Благодаря его работе стало известно, что изначально идол представлял собой монументальную фигуру высотой около 5,5 метров с объемной головой, длинным туловом в виде доски и заостренным основанием.
Однако позже нижняя часть тулова длиной 195 см была утрачена при неизвестных обстоятельствах. Сегодня высота идола составляет около 3,4 метра, а о его первоначальном виде можно судить только по сохранившемуся рисунку Толмачева.
![А — реконструкция Большого Шигирского идола, выполненная В. Я. Толмачевым, цифры — номера фрагментов; Б — современный вид Большого Шигирского идола; В — размещение изображений на Большом Шигирском идоле](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/bolshoy-shigirskiy-idol02.jpg)
В 1997 году радиоуглеродный анализ определил возраст скульптуры — примерно 9800–9500 лет. Однако в 2014 году более точные исследования с использованием метода ускорительной масс-спектрометрии показали, что возраст идола достигает около 11 000 лет.
Микроскопическое изучение подтвердило, что скульптура была изготовлена из свежесрубленного дерева, а также позволило установить, какие инструменты использовались для ее создания. Поверхность идола была обработана каменными шлифованными теслами, а орнамент нанесен с помощью шлифованных стамесок с шириной лезвия от 2 до 5 см. Отверстие рта было вырезано резцом.
Большой Шигирский идол является ярким свидетельством сложных мифологических представлений древних жителей Урала. Его поверхность украшена геометрическим орнаментом и изображениями личин (лиц).
![Большой Шигирский идол](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/bolshoy-shigirskiy-idol03.jpg)
Долгое время считалось, что нижняя часть тулова полностью утеряна. Однако в 2003 году, во время изучения неопознанных деревянных фрагментов Шигирской коллекции, главный научный сотрудник Музея истории и археологии Урала Светлана Николаевна Савченко обнаружила часть утраченного фрагмента. Это был обломок доски из нижней половины тулова, расколотый вдоль трещины. Орнамент на найденном фрагменте совпадает с изображением на рисунке Толмачева, что подтверждает его принадлежность к утерянной части идола.
Если рассматривать композицию идола в целом, каждая личина венчает отдельную фигуру. На сегодняшний день известно о восьми персонажах, включая те, что были изображены на утерянной части.
![Большой Шигирский идол](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/bolshoy-shigirskiy-idol04.jpg)
![Большой Шигирский идол](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/bolshoy-shigirskiy-idol05.jpg)
Каждая фигура уникальна и не поддается однозначной интерпретации. Вертикальное расположение персонажей может отражать последовательность мифологических событий, связанных с созданием мира и людей, или указывать на иерархию образов.
Некоторые исследователи считают, что фигуры символизируют природные стихии — воду и небо, женское и мужское начало, а также мир растений и животных. Однако возможны и другие трактовки, что делает идола еще более загадочным.
На сегодняшний день Большой Шигирский идол остается самой крупной и древней монументальной деревянной культовой скульптурой в мире. Этот уникальный артефакт открывает окно в духовный мир древних жителей Евразии и продолжает вдохновлять исследователей на новые открытия.
![Фрагмент Большого Шигирского идола](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/bolshoy-shigirskiy-idol06.jpg)
Фигура Большого Шигирского идола высотой около 3,5 метров, состоящая из головы, верхней части тулова и основания выставлена в Музее истории и археологии Урала (филиал Свердловского областного краеведческого музея) по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, 69/10.
«Шигирская кладовая» в Музее истории и археологии Урала
Экспозиция представляет собой собрание редчайших древних артефактов из дерева, кости и рога, которые сохранились до наших дней благодаря уникальным условиям — высокой влажности и специфической температуре. Подобные находки крайне редки, и на большей части территории Евразии их до сих пор не удалось обнаружить.
Коллекция была сформирована в конце XIX — начале XX века во время золотодобычи на Шигирском торфянике, расположенном в 80 км от Екатеринбурга, недалеко от современного Кировграда. В древности здесь находилась система озер, возникшая более 11 тысяч лет назад. Со временем озера превратились в торфяник с остаточным водоемом в центре. Артефакты находили на разных участках и глубинах: в торфяных слоях, озерных отложениях (сапропелях) и под ними в песке.
Значительная часть предметов из Шигирской коллекции связана с духовной культурой древнего населения. На Шигирском торфянике были обнаружены антропоморфные, зооморфные (включая изображения лосей) и орнитоморфные скульптуры, а также многочисленные орнаментированные орудия.
Особое внимание привлекает охотничье вооружение, такое как костяные наконечники стрел и кинжалы, украшенные гравированным геометрическим орнаментом. Эти узоры перекликаются с орнаментальными композициями, найденными на Большом Шигирском идоле.
Орнамент имел сакральное значение: по представлениям угорских народов — коренного населения Урала — прямая линия могла символизировать землю, границу между мирами или линию жизни; зигзаг и волна ассоциировались с водной стихией или змеей — символом подземного мира; а ромб, квадрат и круг обозначали небесный огонь или солнце.
Комбинации этих простых элементов создавали сложные знаки, с помощью которых древние люди выражали свои представления о мире.
Интересным примером культовой скульптуры является деревянное изображение головы идола высотой около 20 сантиметров. Следы обработки металлическим инструментом позволяют отнести этот предмет к эпохе металла.
Важное место в мифологии уральских народов занимают водоплавающие птицы. С ними связан миф о сотворении мира, в котором птица создает сушу из ила, поднятого со дна первичного океана. Водоплавающая птица выступает связующим звеном между Верхним, Средним и Нижним мирами, выполняя роль посредника, способного передавать сообщения или просьбы между мирами.
Вероятно, этим объясняется наличие костяных наконечников стрел с остриями в виде головок водоплавающих птиц. Головы изображены силуэтно, без деталей, но можно различить разные виды птиц: на одном наконечнике изображена утка или гусь, на другом — вероятно, лебедь или гагара, а на наконечнике из пещеры Сикияз-Тамак I — крохаль.
Подобные наконечники встречаются только на Урале и представлены в Шигирской кладовой.
Изображения водоплавающих птиц также присутствуют на других предметах Шигирской коллекции. Например, на глиняных сосудах бронзового века изображены ряды плывущих птиц. В коллекции также есть деревянная ложка в форме плывущей уточки. Головы водоплавающих птиц украшают рукоять костяного изогнутого ножа и роговой предмет коленчатой формы, найденный в 1990 году на дне Шигирского озера.
Одним из древнейших культов уральских народов является культ лося — главного объекта охоты и основы существования первобытного населения. В мифологии угорских народов лось — это светлый небесный зверь Верхнего мира. В Шигирской коллекции представлены изображения лосей: например, рукоять ложки с прорезями оформлена в виде головы лося с детально проработанными глазами, ноздрями, пастью и кожным выростом — «серьгой», характерной для самца. Другое изображение выполнено из рога и изображает лосиху с характерной горбоносой мордой, отвислой нижней губой и без «серьги».
Эти находки демонстрируют глубокую связь древнего населения Урала с природой и их духовными представлениями, отражающимися в искусстве и культовых предметах.
Особое место в мировоззрении древних лесных охотников занимал образ хозяина леса — медведя. Этот культ наиболее ярко выражен у сибирских народов в традиции медвежьего праздника. Образ медведя в мифологии неоднозначен: с одной стороны, подчеркивается его небесное происхождение, с другой — ему присущи черты существа Нижнего мира, связанного с подземными силами.
В Шигирской коллекции представлены несколько артефактов, связанных с медвежьим культом. Среди них — деревянная скульптура головы медведя, костяной кинжал и деревянная рукоять (возможно, от весла), украшенные стилизованными изображениями медвежьей головы. Также в коллекции есть амулеты, изготовленные из медвежьих клыков, которые, вероятно, использовались в ритуальных или охотничьих целях.
Особого внимания заслуживает роговое навершие жезла в виде головы фантастического хищного зверя, сочетающего черты волка, кабана или медведя. Зверь изображен с оскаленной пастью, где четко видны язык и зубы, широкие раздувшиеся ноздри и округлые глаза, переданные в виде бугорков.
Крупные нарезки на верхней части морды изображают вздыбленную шерсть рычащего зверя, что придает образу динамичность и мощь. Этот предмет, вероятно, являлся атрибутом человека, наделенного властью, — вождя или шамана. Радиоуглеродное датирование определило возраст навершия около 11 тысяч лет, что делает его одним из древнейших артефактов, связанных с культом хищных животных.
Эти находки подчеркивают важную роль медведя и других хищников в духовной жизни древних обитателей Урала. Образы этих животных не только отражали их значимость в повседневной жизни охотников, но и служили символами власти, связи с потусторонними силами и миром природы.
![«Шигирская кладовая»](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/bolshoy-shigirskiy-idol08.jpg)
![«Шигирская кладовая»](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/bolshoy-shigirskiy-idol09.jpg)
![«Шигирская кладовая»](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/bolshoy-shigirskiy-idol10.jpg)
![«Шигирская кладовая»](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/bolshoy-shigirskiy-idol11.jpg)
![«Шигирская кладовая»](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/bolshoy-shigirskiy-idol12.jpg)
![«Шигирская кладовая»](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/bolshoy-shigirskiy-idol13.jpg)
![«Шигирская кладовая»](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/bolshoy-shigirskiy-idol14.jpg)
![«Шигирская кладовая»](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/bolshoy-shigirskiy-idol15.jpg)
![«Шигирская кладовая»](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/bolshoy-shigirskiy-idol16.jpg)
Шигирскую коллекцию, включая Большого Шигирского идола, можно увидеть в Музее истории и археологии Урала (г. Екатеринбург, пр. Ленина, 69/10). Это уникальная возможность прикоснуться к наследию древней цивилизации, чьи тайны до сих пор будоражат умы исследователей и вдохновляют любителей истории.
Другие находки на Шигирском торфянике
В 1895, 1896 и 1897 годах Шигирский торфяник посетил французский исследователь и путешественник барон Жозеф де Бай, который с 1895 года являлся почетным членом Уральского общества любителей естествознания.
Находки, сделанные на Шигирском торфянике и вывезенные бароном во Францию, сейчас хранятся в Париже в Музее Человека, являющемся филиалом Музея Естественной истории. Как и другие материалы, собранные на Шигире в конце XIX — начале XX века, коллекция барона де Бая состоит из случайных находок, относящихся к разным археологическим эпохам.
Коллекция включает более 60 экспонатов, изготовленных из органических материалов. Большинство из них — костяные изделия, а также небольшие серии предметов из рога и дерева. На фотографиях шигирских находок из Музея Человека можно увидеть разнообразные костяные наконечники стрел, острог и гарпунов, похожие на те, что представлены в Шигирской кладовой.
![«Шигирская кладовая»](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/bolshoy-shigirskiy-idol07.jpg)
Особый интерес представляет скребок с веерообразным лезвием, сделанный из рога лося, который использовался для обработки шкур. Уникальной для Урала находкой является массивный роговой топор прямоугольной формы с выпуклым лезвием.
Одним из самых ярких экспонатов коллекции барона де Бая является третий деревянный идол, обнаруженный на Шигирском торфянике. Это антропоморфная фигура небольшого размера (высота около 43 см, ширина около 10 см) с длинной заостренной головой. Верхняя часть головы, надбровные дуги и вытянутый прямоугольный нос переданы одной плоскостью, при этом лоб, глаза и рот не обозначены.
Туловище практически отсутствует, и голова опирается прямо на небольшие полусогнутые ноги. Трасологический анализ показал, что скульптура была изготовлена с использованием металлических инструментов. Радиоуглеродное датирование, проведенное в 2011 году в Центре исследований и реставрации музеев Франции, определило возраст идола — 950–800 лет до н.э., что относит его к раннему железному веку.
Небольшие деревянные фигуры с островерхой головой, намеченными руками или без них, а также полусогнутыми ногами, но с обозначенной шеей и плечами, встречаются в этнографических материалах угорских народов Западной Сибири. Они связаны с изображениями духов-посредников (юнх), родовых предков (пупих) и тонгхов — почитаемых после смерти богатырей, родовых вождей и военачальников.
Известно, что предки манси и хантов во главе с богатырями (князьями) совершали военные походы на соседние и отдаленные территории. Вероятно, с этим периодом связан образ Мир-сусне-хума — всадника в остроконечном шлеме, объезжающего землю.
В последние века до нашей эры на территории Западной Сибири появились железные шлемы вытянутой конической формы, что может объяснять остроголовость скульптуры. Однако стоит отметить, что среди этнографических параллелей встречаются как мужские, так и женские фигуры с островерхой головой. Подобные антропоморфные изображения без туловища также известны в бронзовой пластике кулайской культуры раннего железного века.
Заключение
Домом для одного из самых древних и загадочных артефактов в мире — Большого Шигирского идола — является Музей истории и археологии Урала.
В музее представлена знаменитая Шигирская коллекция, включающая артефакты из органических материалов (дерева, кости, рога), которые сохранились благодаря торфяникам. Эти находки рассказывают о жизни, верованиях и искусстве древних обитателей Урала.
Это уникальное место, которое обязательно стоит посетить, чтобы погрузиться в богатую историю и культуру Уральского региона.
Адрес
Свердловский областной краеведческий музей, филиал Музей истории и археологии Урала.
Свердловская обл., г. Екатеринбург, пр. Ленина, 69/10.
Литература
- Уральский исторический вестник № 1 (58), 2018, Екатеринбург.
- Свердловский областной краеведческий музей, филиал Музей истории и археологии Урала.