Триумфальная арка Тита (итал. Arco di Tito) в Риме — величественный памятник, воздвигнутый в честь победы императора Тита в Иудейской войне (66–73 гг. н. э.).
Этот шедевр римского искусства не только прославляет военный триумф, но и олицетворяет могущество династии Флавиев, правившей Римской империей с 69 по 96 год.
Расположенная на вершине Священной дороги (Via Sacra), в восточной части Римского форума, арка притягивает туристов со всего мира.

История арки: от триумфа до Средневековья
В 70 году н. э. Тит, возглавив римские легионы, подавил восстание в Иудее, разрушил Иерусалимский храм и вывез его священные реликвии, включая знаменитую менору (семисвечник).
Эти события запечатлены на барельефах арки. Однако победа Рима стала трагедией для еврейского народа: до сих пор Тиша бе-Ав (Девятое ава) — день скорби по утраченному храму.
В Средние века арка, как и многие античные памятники, была встроена в крепость семьи Франджипане. Это, как ни парадоксально, спасло ее от разрушения.
Лишь в XIX веке, благодаря реставраторам Рафаэле Стерну и Джузеппе Валадье, арка обрела нынешний облик.
Архитектура и символизм
Арка Тита — яркий образец флавианского стиля.
Свод украшен изображением Тита, возносящегося на небо с орлом — символом обожествления. Барельефы изображают триумфальную процессию: с одной стороны — легионеры с трофеями (включая менору), с другой — сам Тит в колеснице, сопровождаемый богиней Победы.
Уникальность этих изображений — в пространственной динамике: фигуры расположены так, что создают эффект глубины, что было новаторством для римского искусства.
Размеры
Триумфальная арка Тита впечатляет своими масштабами: ее высота составляет 15,4 метра, ширина — 13,5 метра, а глубина — 4,75 метра. Внутренний арочный проем возвышается на 8,3 метра, а его ширина достигает 5,36 метра.
Уникальные декоративные элементы
- Фигуры Победы: В верхних углах арки (спандрелях) расположены крылатые женские фигуры, олицетворяющие победу.
- Ключевой камень: На восточной стороне изображена женская фигура, а на западной — мужская.
- Кессонный свод: Внутренняя часть арки украшена глубокими кессонами, в центре которых — сцена апофеоза (обожествления) Тита.
Исторические барельефы
Два знаменитых рельефа внутри арки посвящены триумфу Тита и его отца Веспасиана в 71 году н.э. после подавления Иудейского восстания.

Южная панель изображает трофеи из Иерусалимского храма:
- Золотая менора (семисвечник) — центральный элемент, вырезанный в глубоком рельефе.
- Среди других священных предметов — золотые трубы, алтарные принадлежности и стол для хлебов предложения.
- Исследования 2012 года подтвердили, что рельеф изначально был раскрашен: менора — в золотой, а фон — в синий.
Северная панель показывает триумфальное шествие Тита:
- Император стоит на квадриге (колеснице, запряженной четверкой лошадей), которой управляет богиня Доблесть.
- Крылатая Победа возлагает на голову Тита лавровый венок.
- Это один из первых примеров в римском искусстве, где боги и люди изображены вместе (в отличие, например, от Алтаря Мира, где они разделены).
Утраченные элементы
- Скульптуры на внешних сторонах арки были утеряны, когда ее встроили в средневековые укрепления.
- Верх арки (аттик) венчала позолоченная колесница, а надпись изначально была инкрустирована металлическими буквами (возможно, серебряными или золотыми).
Реставрация: как спасли памятник
В начале XIX века арка находилась в плачевном состоянии. Пий VII поручил Стерну укрепить конструкцию, но после его смерти работу завершил Валадье. Он использовал травертин для усиления опор, сохранив исторический облик.
Арка Тита: расшифровка надписей
Оригинальная надпись (I век н. э.)
На восточной стороне арки сохранилась древняя латинская надпись, выполненная величественными римскими квадратными буквами:
SENATVS
POPVLVSQVE·ROMANVS
DIVO·TITO·DIVI·VESPASIANI·F(ILIO)
VESPASIANO·AVGVSTO
Перевод:
«Сенат и народ Рима (посвящают эту арку) божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана».
Эта надпись — дань памяти императору Титу, который прославился взятием Иерусалима в 70 году н. э. и завершением Иудейской войны. Арка служила не только памятником, но и символом триумфа Рима.
Реставрационная надпись (1821 год)
В начале XIX века арка, сильно пострадавшая от времени, была восстановлена по приказу папы Пия VII архитектором Джузеппе Валадье. Чтобы подчеркнуть разницу между античной частью и новыми элементами, реставраторы использовали травертин (в отличие от оригинального мрамора).
На западной стороне появилась новая надпись:
INSIGNE · RELIGIONIS · ATQVE · ARTIS · MONVMENTVM
VETVSTATE · FATISCENS
PIVS · SEPTIMVS · PONTIFEX · MAX(IMVS)
NOVIS · OPERIBVS · PRISCVM · EXEMPLAR · IMITANTIBVS
FVLCIRI · SERVARIQVE · IVSSIT
ANNO · SACRI · PRINCIPATVS · EIVS · XXIIII
Перевод:
«Этот памятник, выдающийся как святыня и произведение искусства, обветшал от времени. Пий VII, Верховный Понтифик, повелел укрепить и сохранить его, воссоздав по древнему образцу. В 24-й год его священного правления».
Интересный факт: Валадье сознательно не стал восстанавливать арку полностью «как новую», чтобы сохранить ее аутентичность. Благодаря этому сегодня мы можем видеть подлинные фрагменты I века рядом с более поздними элементами.

Почему стоит увидеть?
- Это единственная сохранившаяся триумфальная арка эпохи Флавиев.
- Барельефы — первое в истории изображение меноры, ставшее символом еврейской культуры.
- Две эпохи в одном памятнике – арка объединяет древнеримскую историю и искусство реставрации XIX века.
- Язык камня – оригинальная надпись напоминает о величии Рима, а папская – о бережном отношении к наследию.
- Символизм – арка не просто украшение, а мемориал, прославляющий императора и напоминающий о военных победах.
- Отсюда открывается лучший вид на Римский форум.
Совет туристам: приходите на закате — золотой свет подчеркивает рельефы, делая их еще более выразительными. А если присмотритесь, увидите следы средневековых перестроек — немые свидетельства многовековой истории Рима.
Арка Тита — не просто памятник, а живой рассказ о величии Вечного города. Ее рельефы позволяют буквально прикоснуться к истории: от триумфа легионов до символов древнего Иерусалима. А следы античной раскраски напоминают, что перед нами когда-то было яркое, сверкающее произведение искусства!
Адрес: Италия, Рим, Кампителли.