На самой западной оконечности турецкого полуострова Датча застыла в веках удивительная точка на карте — древний город Книдос (также известный как Книд).
Античные поэты находили для него совершенное сравнение: «словно наконечник копья, вонзившийся в море». И сегодня, глядя на его руины, гармонично вписанные в пейзаж, понимаешь — лучше и не скажешь.
Это место, где Эгейское море встречается со Средиземным, а прошлое ведет безмолвный диалог с настоящим.





Город двух гаваней и театральный амфитеатр
Книдос (также известный как Книд) — это древнее поселение карийского периода, расположенное в районе Датча провинции Мугла. Он был греческим городом, входившим в состав Дорийского Гексаполиса (союза шести городов), и находился на полуострове Датча, который образует южную сторону залива Гёкова (в древности известного как Синус Керамикус).
Изначально Книдос был основан в 1,5 км к северо-востоку от современного центра Датчи, в местности Бургаз на мысе Даладжак. Позже город был перенесен на мыс Текир на западной оконечности полуострова Датча.
Точные причины этого переселения в середине IV века до н.э. неизвестны, но ученые предполагают, что это было связано с развитием морской торговли.
Известно, что первыми местными жителями были карийцы, но расцвет региона связан с дорийцами, которые основали город Книдос около 1000 года до нашей эры. Впоследствии город пережил владычество лидийцев, а с 546 года до н.э. попал под власть персов.
Уникальность Книдоса — в его географии. Город построен на оконечности полуострова, который разделяет Эгейское и Средиземное моря. Он расположен так, что из него открывается впечатляющий вид на две бухты, похожие на полумесяцы.
Эти две естественные бухты стали двумя портами, которые сыграли ключевую роль в развитии и обогащении Книдоса. Как писал античный географ Страбон, жители соединили их каналом. Северной гаванью пользовались военные корабли, а южной, которая сегодня служит стоянкой для яхт, — торговые.
Городская планировка Книдоса была для своего времени верхом инженерной мысли. Его строили по Гипподамовой системе — с прямыми, пересекающимися под прямым углом улицами. Четыре главные улицы шириной 10 метров шли с востока на запад, а соединения между ними обеспечивались лестницами и крутыми переулками.
Страбон сравнивал город с гигантским театром: белоснежные дома и общественные здания каскадом поднимались от берега к акрополю на холме, создавая впечатление единого архитектурного ансамбля.





















Помещение 4 на улице Харбор / Героон
В самом начале улицы Харбор с восточной стороны расположен комплекс из семи помещений, вытянутых в ряд с севера на юг. Эти помещения, которые, как полагают, изначально использовались как лавки, были построены в позднеклассический период и в раннеэллинистическую эпоху, но затем подверглись значительной переделке и частичным изменениям в планировке во II веке н.э.
В результате изменений, внесенных в период Римской империи, одно из помещений (обозначенное как «Помещение 4») приобрело очень богатый вид: к нему был добавлен украшенный фасад, а стены и пол были выполнены из мрамора. Эти изменения указывают на то, что место было превращено в Героон — памятник в честь героя города.
В поздней античности помещения на восточной стороне улицы Харбор были переоборудованы и стали использоваться для других целей. Раскопки и исследования, проведенные в этих помещениях, обнаружили монеты, которые свидетельствуют о том, что комплекс использовался с середины V века н.э. по VII век н.э.










Переезд города и его Золотой Век
История того Книдоса, руины которого мы видим сегодня, начинается в IV веке до нашей эры, когда город был перенесен на самую оконечность полуострова по сугубо практической причине — развития торговли.
Как отмечал древний географ Страбон, изначально город располагался частично на побережье, а частично на острове. Но жители Книдоса совершили настоящую инженерную революцию для своего времени: они засыпали пролив, отделявший остров от материка, и создали две полноценные гавани. Северная, меньшая по размеру, служила военным флотом, а южная стала кипящим центром коммерции. И сегодня вы можете увидеть остатки мола на входе в гавань и руины сторожевой башни у Северного порта.
На новом месте Книдос пережил свой настоящий расцвет. Дорийцы и римляне украсили его многочисленными храмами. Однако настоящей «звездой» и символом города стала статуя Афродиты работы знаменитого скульптора Праксителя. Это был настолько значимый шедевр, что паломники и ценители искусства стекались в Книдос со всего античного мира, чтобы увидеть его. Город стал не просто торговым хабом, но и влиятельным культурным центром.
Нашествие персов и попытка жителей Книдоса стать островом
История города полна драматических поворотов. В VI веке до н.э. персидское нашествие с огромной скоростью распространялось по Анатолии, и один за другим падали сопротивляющиеся города. Жители Книдоса, осознавая надвигающуюся угрозу, придумали гениальный, но отчаянный план обороны. Они решили превратить свой полуостров в неприступный остров.
Для этого они задумали прокопать канал в самом узком месте перешейка, в местности, которая сегодня носит название Балыкашыран (буквально «место, где рыба перепрыгивает»).
Согласно легенде, рассказанной древним историком Геродотом, во время работ люди стали получать тяжелые ранения от летящих осколков камня. Жрецы истолковали это как гнев богов, которые, если бы хотели, сами создали бы здесь остров. Жителям Книдоса пришлось оставить свою затею и покориться судьбе, сдавшись персам без боя.
Второе рождение Книдоса
Спящий город был разбужен археологами лишь спустя тысячелетия. Первые системные раскопки начались в 1857–1859 годах по инициативе сэра Чарльза Ньютона из Британского музея. К сожалению, находки того времени, не без помощи османского безразличия, были в основном вывезены в Лондон.
Новая глава в раскопках началась в 1967 году под руководством американского археолога Айрис Лав. Ее команда вскрыла западные террасы города, Круглый храм (храм Афродиты), алтарь Аполлона и эллинистические виллы.
Однако эти работы омрачились скандалом: Лав обвинили в том, что ее главной целью был не научный поиск, а погоня за знаменитой статуей Афродиты Книдской, что привело к повреждению археологического слоя. В 1977 году турецкие власти аннулировали ее лицензию на раскопки.

























Комплекс часовни у Военной гавани
В древности территория, где сейчас находится небольшая гавань, была частично засыпана, чтобы создать военный порт на западной стороне поселения. Эти здания считаются религиозным комплексом, в который входят часовня и прилегающая к ней территория. Раскопки часовни и зданий, связанных с западным причалом гавани, проводились в сезоны 2016 и 2017 годов.
Часовня и главный северный корпус комплекса имеют размеры 16 × 13 м. Сама часовня ориентирована по оси восток–запад, как и другие церкви Книдоса. Часовня состоит из наоса (среднего помещения), бимы (священной части) и апсиды (полукруглой части, указывающей направление для молитвы).
За дверью, ведущей в часовню, на востоке находится главный вход в шестикомнатный комплекс, из которого открывается вид на «Военную/Триремную гавань». Этот комплекс, ровесник часовни, был построен в VI веке, и, судя по находкам амфор, ламп и монет, к середине VII века н. э. он уже перестал использоваться.

Наследие и достопримечательности
Приближаясь к Книдосу с моря, вы сразу понимаете, почему это место было таким значимым. Древний город, словно неприступная крепость, величаво возлегает на побережье, окруженный мощными стенами протяженностью около 4 километров.
Сегодня Книдос — это музей под открытым небом, где каждый камень дышит историей. Это место, где можно прикоснуться к эпохе, когда город, зажатый между двух морей, стал центром торговли, искусства и одной из самых смелых идей в истории скульптуры.
Здесь жили знаменитые люди своего времени:
- Эвдокс — астроном, математик и философ, открывший, что планеты — это шары, движущиеся по орбитам.
- Эрифон — врач, основавший в Книдосе одну из самых известных медицинских школ своего времени.
- Полигнот — прославленный художник.
- Сострат — архитектор, построивший один из семи чудес древнего мира, Александрийский маяк.
- Пракситель — гениальный скульптор, создатель Афродиты Книдской.
Давайте прогуляемся по руинам этого удивительного города и представим его жизнь в далеком прошлом.
С 1987 по 2007 год здесь, под руководством профессора Рамазана Озгана из Университета Сельджук, кипела работа. Турецкие археологи скрупулезно, слой за слоем, возвращали Книдос свету. Именно они в 1996 году начали расчищать знаменитую Стою на террасе Диониса, используя самые современные научные методы.
На территории раскопок можно увидеть множество свидетельств былого величия:
- Солнечные часы, усовершенствованные Эвдоксом.
- Некрополь (город мертвых), протянувшийся на 7 км к востоку от города.
- Два античных театра. Книдос был крупным культурным центром, о чем свидетельствуют целых два театра: малый театр на 5000 зрителей расположен у торговой гавани и неплохо сохранился. Большой театр на 20 000 человек на Акрополе, увы, почти не дошел до нас — его мрамор и камень были вывезены в XIX веке.
- Античная гавань. Представьте себе шумный порт, куда прибывали корабли со всего Средиземноморья! Эти каменные останки древней гавани были когда-то центром оживленной торговли и мореходства. Постойте здесь немного, и вам почудится шепот давно ушедшей эпохи.
- Храм Афродиты, для которого знаменитый скульптор Пракситель создал статую обнаженной богини — первую в своем роде в древнем мире.
Обязательно найдите древние солнечные часы — сложный механизм, показывающий не только время, но и время года. Отсюда, с нижних террас, город поднимается вверх, к храму Аполлона, словно гигантский театр.
Над Малым театром высится Коринфский храм — творение архитектора Стратоса.
А по пути к Аполлону вы увидите Дорический храм, который в эпоху раннего христианства был перестроен в церковь. Полы таких церквей, украшенные яркими мозаиками, можно разглядеть и сегодня.
Каждый из этих памятников — это страница увлекательной летописи, отражающей богатейшее историческое и культурное наследие Книдоса. Приезжайте сюда, чтобы своими глазами увидеть эти великие творения и ощутить неповторимую, завораживающую атмосферу античности.







Уникальные гавани
Изначально это был остров, но смекалистые жители древности соединили его с материком насыпной перемычкой. Этот гениальный ход позволил им построить две искусственные гавани по обе стороны перешейка, а для связи между ними был прорыт специальный канал.
- Северная гавань была военной. Ее вход охраняли круглые сторожевые башни и перекрывался массивной цепью. Одна из этих башен сохранилась до наших дней.
- Южная гавань, более просторная, служила торговым центром, куда прибывали корабли со всего Средиземноморья.
Мыс Крио (Девебойну) — рукотворный остров
Тот самый живописный полуостров, что вы видите перед городом, изначально был островом! Его искусственно соединили с материком в I веке до н.э., чтобы создать две удобные гавани. Как писал географ Страбон, на этом «острове» кипела такая же жизнь, как и на материковой части.
Жемчужина Книдоса — Храм Афродиты
Самая романтичная и известная точка города — Храм Афродиты, занимающий стратегическое положение между двумя гаванями. Круглый храм диаметром 17 метров когда-то хранил знаменитую статую богини любви, двери которого открывались прямо на нее. Сегодня от величественного изваяния остался лишь постамент, но даже он позволяет почувствовать былое величие этого места.
Легенда о богине: обнаженная Афродита Книдская
История этой статуи — одна из самых романтичных в античном мире. Знаменитый древнегреческий скульптор Пракситель получил заказ от жителей острова Кос на статую богини Афродиты. Он предложил им на выбор два варианта: традиционную, облаченную в одежды, и новаторскую — полностью обнаженную.
Жители Коса, будучи людьми консервативными, выбрали классику. А вот граждане Книдоса, куда более смелые и открытые, не испугались новшества и приобрели обнаженную Афродиту, заплатив за нее немалые деньги.
Они установили ее в круглом храме так, чтобы она была видна со всех сторон, и даже корабли, заходящие в гавань, могли лицезреть ослепительную богиню. Эта статуя стала не просто объектом поклонения, а настоящим символом и «брендом» города.
Книдос, и без того процветающий порт на оживленном морском пути, благодаря Афродите прославился как «город любви». Моряки, останавливавшиеся здесь, не только пополняли запасы, но и оставляли немалые деньги, поклоняясь богине.
Слава о невероятной статуе разнеслась по всему Средиземноморью. В городе даже продавались эротические сувениры с изображением Афродиты, некоторые из которых дошли до наших дней и сегодня хранятся в музеях.
Городские стены: неприступная твердыня
Мощные стены города, протяженностью около 4 километров, и сегодня поражают воображение. Они брали начало от западного военного порта, поднимались вверх по террасам к Акрополю, а затем спускались вниз, к востоку от Святилища Деметры, чтобы замкнуть оборону на коммерческой гавани. Интересно, что северную часть мыса Крио (Девебойну) тоже защищали эти стены, а вот южную сторону укреплять не стали — ее и так охраняли неприступные скалы, круто обрывающиеся в море.
Храм Диониса (Церковь С)
Этот храм расположен в очень оживленном месте — к западу от театра и рядом с портом. История здесь наслаивается: на фундаменте античного храма, посвященного богу виноделия Дионису, в эпоху христианства была построена церковь, что красноречиво говорит о смене эпох.
Стоя — античный торговый центр
Стою (по-османски «ревак», а по-турецки — «сундурма») можно назвать древним деловым и торговым центром. Это величественное сооружение длиной более 100 метров. Его фасад был обращен к площади и состоял из небольших помещений-лавок. Несмотря на сильные повреждения, кое-где высота стен до сих пор достигает трех метров! Принято считать, что автором этого грандиозного проекта был знаменитый книдский архитектор Сострат.
Малый театр с видом на море
Этот типичный эллинистический театр вмещал около 5000 зрителей. Хотя от сцены мало что осталось, зрительские места сохранились прекрасно. Представьте, как здесь два тысячелетия назад шли представления под шум прибоя!
Дорический (Розовый) храм
На пути к храму Аполлона вас ждет изящный Дорический храм. У него есть и более романтичное название — Розовый храм. Секрет в материале: для его постройки использовали серо-розовый известняк, который и придает руинам особый, теплый оттенок.
Святилище Аполлона Карнейского
На северной стороне террасы, укрепленной мощными подпорными стенами, находилось главное сооружение этого священного места — Храм и Алтарь, посвященные Аполлону Карнейскому.
Святилище Деметры
Чтобы почувствовать связь с землей и древними культами, поднимитесь к святилищу богини плодородия Деметры. Оно расположено на скальной террасе ниже Акрополя. А главная священная площадка размером 75 на 40 метров находилась на большой террасе еще ниже.
Некрополь — город мертвых
По дороге к руинам Книдоса обратите внимание на склоны по обеим сторонам пути. Вы проезжаете мимо одного из самых больших некрополей античного мира. Сотни гробниц и фрагменты ограждающих стен — безмолвные свидетели былого величия этого города.
Раскопки продолжаются
Археологические работы в Книдосе ведутся до сих пор. Например, Стоа (крытая колоннада) длиной 113 метров, построенная местным зодчим в III веке до н.э., была раскопана на две трети, и ее исследование продолжается, приоткрывая завесу тайн этого удивительного города.

Фонтан Булакрата
На улице Харбор, с северной стороны ворот (ведущих к террасе Диониса), расположены постамент и монументальная фонтанная структура. Фонтан включает в себя основание (подиум) шириной и длиной три метра, над которым возвышается цилиндрическая верхняя часть, сложенная из блоков белого мрамора. Цилиндрический корпус этой структуры имеет капители коринфского ордера и каннелированные полуколонны (псевдоколонны). Этот цилиндрический корпус поддерживает коническую крышу вместе с блоками архитрава в три фасции и несколькими блоками симы.
На блоках архитрава фонтана высечена надпись, гласящая, что ответственный за водоснабжение города (эпимелет) по имени Булакрат также был ответственен за строительство самой этой монументальной фонтанной структуры. Фонтан, построенный в I веке до нашей эры, получил название Фонтан Булакрата.




















Как добраться до Книдоса?
Добраться до античного города Книдос можно двумя способами — по суше или по морю.
На автомобиле
Это самый популярный и удобный вариант. Из центра города Датча проложена прямая дорога к Книдосу. Следуйте по указателям, которые не дадут вам сбиться с пути. Для большей уверенности можете использовать GPS или картографические приложения на телефоне.
Еще недавно эта дорога была настоящим испытанием для путешественников, но в 2004-2005 годах ее привели в порядок и заасфальтировали, так что сегодня путь не составит труда.
Сухопутный маршрут — это очень живописная дорога, пролегающая среди уютных миндальных рощ и серебристых оливковых рощ.
На общественном транспорте
Если вы предпочитаете не вести машину, к вашим услугам автобусы из Датчи или соседних городов. Также из Датчи регулярно ходят маршрутные такси (долмуши).
Важный совет: расписание рейсов может меняться, поэтому обязательно уточните его заранее, чтобы спланировать свой день.
По морю
Хотите добавить в путешествие нотку романтики и приключений? Выберите морской путь! Из порта Датчи регулярно отправляются катера и паромы прямо к Книдосу.
Эта поездка подарит вам незабываемые панорамы побережья и станет прекрасной возможностью полюбоваться великолепными пейзажами с нового ракурса.
С экскурсией
Для тех, кто хочет узнать максимум об истории Книдоса, идеально подойдет организованный тур. Турагентства предлагают групповые поездки с опытным гидом, который возьмет на себя все заботы по транспорту и расскажет самые интересные факты.
Выбирайте вариант, который лучше всего подходит под ваш план путешествия и предпочтения. Куда бы вы ни направлялись, желаем вам незабываемых впечатлений. Приятной поездки в Книдос!
