Центральный вокзал Милана, построенный по проекту Стаккини и открытый в 1931 году, даже сегодня поражает воображение своими величественными пространствами, внушительными лестницами и необычным оформлением. Это второй по величине и загруженности вокзал Италии.
Люди часто спешат мимо него, чтобы успеть на отходящий поезд по одному из двадцати четырех путей, накрытых грандиозным навесом, но, замедлив шаг, возможно, в ожидании задерживающегося поезда, и подняв голову, трудно остаться равнодушным к очарованию Центрального вокзала Милана.
Среди крупнейших вокзалов Европы вокзал на площади Дука д’Аоста (итал. Piazza Duca d’Aosta) заслуживает более пристального взгляда на его архитектуру и историю.
Первый Центральный вокзал Милана, открытый в 1864 году королем Виктором Эммануилом II, находился на площади Пьяцца делла Репубблика (итал. Piazza della Repubblica), но вскоре он оказался не в состоянии справиться с растущим трафиком объединенной Италии.
К концу XIX века уже велись переговоры о строительстве нового вокзала. Первые 17 проектов, представленных комиссии под руководством Камилло Бойто, декана Академии изящных искусств Брера, были отвергнуты, поскольку не соответствовали требованиям конкурса. В 1911 году было представлено 43 проекта.
Победителем конкурса в 1911 году стал Улиссе Стаккини (родился в 1871 году и умер в 1947 году), но начало строительства было отложено до 1924 года из-за Первой мировой войны и последовавшего за ней экономического кризиса.
В конце концов, последние изменения в уже утвержденный проект были внесены в 1925 году, и в последующие годы началось строительство крупного вокзала, который был открыт в июле 1931 года.
Центральный вокзал Милана был построен по образцу вашингтонского вокзала Юнион Стейшнн и является, пожалуй, самым известным итальянским примером архитектуры, сочетающей эклектику, модерн и рационализм.
![Центральный вокзал Милана](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/milano-centrale01.jpg)
![Центральный вокзал Милана](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/milano-centrale02.jpg)
Здание имеет арочный портик со статуями и орнаментами, ведущий в галерею высотой почти 28 метров, из которой можно попасть в зал билетных касс. Уже во внешних декорациях присутствует богатый символизм: от орлов, изображающих завоевания Тренто и Триеста, до Пегасов, олицетворяющих прогресс, направляемый волей и разумом; от барельефов работы Кастильони, изображающих работу, торговлю, науку и сельское хозяйство, до масок Меркурия, символизирующих прогресс железных дорог.
Внутреннее убранство также очень богато и носит имена Кастильони, Баццони, Кашеллы (ему принадлежат люнеты на платформе 23, на которых изображены члены Савойской династии и средневековые сцены), Больджиани и Чини.
Что касается материалов интерьера, то мало кто знает, что мрамор, которым он облицован, — не более чем оптическая иллюзия, созданная другими материалами, такими как искусственный мрамор, штукатурка, селенит, вода и краски.
![Центральный вокзал Милана](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/milano-centrale05.jpg)
Символом Центрального железнодорожного вокзала Милана является скульптурная группа, изображающая двух крылатых коней (Пегасов), каждого из которых держат две мужские фигуры (два Беллерофонта), выполненные в стиле ар-деко. Скульптуры были созданы в 1930/31 годах художником Армандо Виоли (родился в 1883 году и умер в 1934 году) и имеют длину восемь метров от головы до хвоста.
По углам здания вокзала расположены два больших фонтана. Они сделаны из камня и представляют собой две маски ассиро-вавилонского типа. Их глаза полуоткрыты, носы ярко выражены, а рты очень большие. Единственные зубы, которые можно увидеть, — это клыки, еще один элемент, который делает эти статуи почти пугающими.
![Фонтаны Центрального вокзала Милана](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/milano-centrale03.jpg)
Сегодня вода непрерывно бьет из их зияющих пастей, но так было не всегда. Долгое время фонтаны не работали. К сожалению, это привело к тому, что бассейны, в которых должна была храниться вода, превратились в своего рода урны под открытым небом, в которые попадали бутылки, бумага, куски пластика и разный мусор. Однако фонтаны наконец-то почистили и отреставрировали. Работа заняла около двух недель. После этого они вновь засияли белоснежным цветом и были приведены в рабочее состояние.
Внутри Центрального вокзала Милана находится помещение, изначально предназначенное для членов Савойского дома. Открытый для посещения по особым случаям, Королевский павильон, разделенный на Королевский зал (итал. Sala Reale) и Оружейный зал (итал. Sala delle Armi), был задуман как зал ожидания, где королевская семья ждала поезда. Это поистине роскошное помещение с инкрустированными полами, изысканной мебелью, коридорами, украшенными мрамором и мозаикой в стиле ампир, богато декорированными ванными комнатами, внутри которых, за зеркалом, есть даже потайной ход на случай, если королевским особам понадобится внезапно сбежать.
Центральный вокзал хранит болезненные воспоминания об истории города. Среди коридоров и складских помещений под зданием вокзала находилось бомбоубежище времен Второй мировой войны, а также печально известная платформа Binario 21, откуда отправлялись поезда с депортированными евреями, направлявшимися в нацистские лагеря уничтожения.
Сегодня Binario 21 превращена в Мемориал Холокоста, который включает в себя Стену имен в память о людях, депортированных с Binario 21, а также четыре товарных вагона того времени, в которые были запихнуты депортированные: только двадцать два человека вернулись домой, и их имена воспроизведены желтым цветом.
На площади перед Центральным вокзалом Милана находится гигантское белое яблоко с надкушенным куском, который был восстановлен стальными стежками. Скульптура Микеланджело Пистолетто была подарена городу Милан в честь выставки Expo 2015, посвященной еде и питанию.
![«La Mela Rintergrato» («Яблоко, вновь ставшее целым»)](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/milano-centrale04.jpg)
Итальянское название скульптуры — «La Mela Rintergrato» («Яблоко, вновь ставшее целым»). По словам художника скульптура представляет природу и использование современных технологий для сохранения и восполнения утраченного. Яблоко всегда было символом жизни, а огрызок — это то, что мы потеряли и должны восстановить.
Адрес: Италия, Милан, Piazza Duca d’Aosta, 1. / Piazza Duca d’Aosta, 1, 20124 Milano, Italy.