Музей Дуомо (итал. Museo del Duomo) — это уютное и тихое, почти скрытое место, которое помогает нам узнать все секреты великого символа Милана — Миланского собора. В его помещениях хранится сокровищница собора и оригинальные произведения из Дуомо. Маршрут выставки представляет основные этапы строительства в хронологическом порядке, охватывая период с 1386 по 1965 год, включая установку пятой и последней двери на фасаде.
Многовековая история стала возможной благодаря неустанной работе Фабрики Дуомо (итал. Veneranda Fabbrica del Duomo) — технико-административного органа, созданного в 1387 году Джан Галеаццо Висконти, в то время правителем Милана, для надзора за строительством Миланского собора.
Фабрика Дуомо по-прежнему отвечает за содержание и улучшение памятника, а также за всю цепочку поставок мрамора: от добычи блоков в карьере Кандолья в Пьемонте до их обработки на Мраморном дворе и вплоть до установки на памятник.
![Музей Миланского собора](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-md01.jpg)
Музей Миланского собора был основан в 1948 году и открыт в 1953 году. Первоначально музей был организован в девяти залах, расположенных на первом этаже самого старого крыла Королевского дворца, бывшей резиденции Висконти-Сфорца, но после Второй мировой войны он был расширен в связи с увеличением количества произведений, которые необходимо было сохранить.
В 1960-х годах музей пополнился еще 10 залами, которые архитектор Эрнеста Бривио расположила в соответствии с историко-хронологическим маршрутом. Последняя реконструкция и переоборудование по проекту Гвидо Канали были завершены в 2013 году.
Сегодня музей Миланского собора занимает площадь более 2 000 квадратных метров, 27 залов и 13 тематических зон, в которых хранятся более 200 скульптур и более 700 терракотовых и гипсовых моделей, а также картины, витражи, гобелены и архитектурные макеты, начиная с XV века и заканчивая более поздними временами.
В музее Дуомо хранятся литургические предметы, такие как пасторали и евангелия, самые ценные вещи, включая золото и реликвии с IV по XIX век, а также серебряные статуи.
Мрамор Кандолья, из которого построен Миланский собор, разрушается под воздействием погоды. Поэтому статуи или декоративные детали приходится заменять идентичными копиями, сделанными каменщиками фабрики Дуомо. Оригиналы, снятые с собора, выставлены в музее Миланского собора, чтобы можно было рассмотреть детали, которые невозможно было увидеть издалека, когда они были установлены на шпилях.
В музее Дуомо вы сможете узнать больше о работе над Миланским собором на протяжении веков благодаря большой деревянной модели собора, богато инкрустированной деталями.
![Музей Миланского собора](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-md02.jpg)
![Музей Миланского собора](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-md03.jpg)
Не пропустите зал витражей и познакомьтесь поближе с деталями 55 больших витражей собора, рассказывающих об эпизодах из Ветхого и Нового Заветов и историях святых. Благодаря подсветке вы будете очарованы яркими и удивительными красками и живостью сцен.
Для взрослых и детей в музее организуется множество мероприятий: экскурсии, мастер-классы, занятия, чтобы вместе открыть для себя красоту Миланского собора.
Литургические предметы с V по XIII век
В первых двух залах музея Дуомо хранятся драгоценные предметы из соборной сокровищницы, принадлежащей капитулу митрополии.
Хранившиеся в шкафах капитульной ризницы, а затем перенесенные в помещения под пресвитером собора, с 2013 года сокровища выставляются в музее. Коллекция состоит из священной утвари и облачений древнего литургического обихода, некоторые из которых используются и сегодня во время торжеств, датируемых примерно с V по XVII век.
В этом зале можно полюбоваться старейшими экспонатами коллекции, в том числе значительной коллекцией изделий из слоновой кости: обложкой Евангелия, известной как Миланский пятичастный диптих (V-VI вв.), Диптихом Страстей Христовых и Ситулой Готофредо.
Особое значение имеют также артефакты ювелирного искусства: обложка Евангелия Ариберто и крест Кьяравалле, шедевр романского искусства и венецианского производства из одноименного аббатства. Согласно традиции, именно этот крест нес архиепископ Оттоне Висконти в исторической битве при Дезио в 1277 году, что ознаменовало начало правления Висконти в Милане.
![Литургические предметы с V по XIII век](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-1z01.jpg)
![Литургические предметы с V по XIII век](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-1z02.jpg)
![Литургические предметы с V по XIII век](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-1z03.jpg)
![Литургические предметы с V по XIII век](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-1z04.jpg)
Истоки с 1386 года
Строительство Миланского собора началось под эгидой Джана Галеаццо Висконти, сеньора Милана, по соглашению с архиепископом Антонио да Салуццо. Инициативу также поддержали граждане посредством пожертвований и предоставления рабочей силы.
Зарождающийся Миланский собор должен был быть построен на месте двух уже существующих базилик: Санта-Мария-Маджоре (IX век) и Санта-Текла (IV век), обе постепенно сносились, чтобы освободить место для строительства Дуомо.
Чтобы органично контролировать строительство, Джан Галеаццо Висконти в 1387 году основал фабрику Дуомо (Veneranda Fabbrica del Duomo di Milan) — учреждение, которое и сегодня отвечает за поддержание и уход за памятником.
На представленных гербах XV века изображена эмблема фабрики Дуомо: Мадонна с херувимами, которая своей мантией символически «обнимает» собор, защищая его. Фасад, изображенный на двух эмблемах, — это фасад старой базилики Санта-Мария-Маджоре, которая долгое время закрывала фасад Миланского собора во время строительства.
В конце зала расположена большая скульптура, изображающая Святого Георгия. Она является свидетельством первых декоративных кампаний за пределами памятника и, как говорят, изображает лицо Джана Галеаццо Висконти. Скульптура, происходящая со старейшего из шпилей Дуомо, была изготовлена в 1403 году Джорджо Солари. Поврежденная во время Второй мировой войны, она была восстановлена и перенесена в новый музей. Сегодня ее копия стоит на вершине старейшего шпиля, шпиля Карелли, названного в честь первого крупного дарителя в истории Миланского собора.
![Истоки с 1386 года](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-2z01.jpg)
![Истоки с 1386 года](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-2z02.jpg)
![Истоки с 1386 года](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-2z03.jpg)
![Истоки с 1386 года](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-2z04.jpg)
![Истоки с 1386 года](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-2z05.jpg)
Период Висконти. Конец XIV — начало XV века
Строительство Миланского собора началось с области апсиды в соответствии с традиционной ломбардской готикой, которая предусматривала использование кирпича в качестве основного материала.
Однако вскоре повелитель Милана Джан Галеаццо Висконти, желая конкурировать с дворами Северной Европы, приказал существенно изменить стиль, отдав предпочтение трансальпийской или поздней готике, а значит, и использованию мрамора.
В 1387 году Висконти предоставил фабрике Дуомо право на добычу мрамора в каменоломнях Кандолья, расположенных на территории Висконти в долине Оссола, Пьемонт, недалеко от озера Маджоре, где было доказано наличие мрамора: выбор, который станет решающим для судьбы монумента.
Мраморные блоки были доставлены в центр города благодаря речному судоходству. Баржи, груженные тяжелыми материалами, предназначенными для строительства, двигались по водным путям — Навильи — и были помечены надписью A.U.F., или ad usum fabricae (для использования фабрикой Дуомо), аббревиатурой, которая гарантировала освобождение от уплаты транзитных пошлин.
Тем временем стройка процветала: высококвалифицированные работники — архитекторы, каменщики, скульпторы — прибывали в Милан со всех уголков Европы, принося с собой специальные знания по обработке мрамора и творческий пыл. В эти первые годы значительный вклад внесли рейнские и французские мастерские, оказавшие влияние на местную рабочую силу. В этом зале собраны образцовые свидетельства разнообразия скульптурных языков, преобладавших на заре строительства.
В музее можно увидеть двух монументальных Серафимов в рейнском стиле, которые появились из большого внешнего окна Дуомо, чей иератический аспект значительно отличается от натурализма французской и фламандской школ, таких как Святой Петр работы Андре Бонево. Эти стилистические решения, французские, были мастерски использованы Якопино да Традате, ломбардским скульптором, который обосновался в Милане после смерти Джан Галеаццо Висконти (1402) и работал в Дуомо до 1424 года.
![Период Висконти. Конец XIV — начало XV века](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-3z01.jpg)
![Период Висконти. Конец XIV — начало XV века](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-3z02.jpg)
![Период Висконти. Конец XIV — начало XV века](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-3z03.jpg)
![Период Висконти. Конец XIV — начало XV века](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-3z04.jpg)
![Период Висконти. Конец XIV — начало XV века](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-3z05.jpg)
![Период Висконти. Конец XIV — начало XV века](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-3z06.jpg)
![Период Висконти. Конец XIV — начало XV века](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-3z07.jpg)
Горгульи. Натурализм поздней готики
На Миланском соборе установлено 150 горгулий, которые выполняют функцию дренажных каналов для сбора дождевой воды с крыши собора. В музее Дуомо можно полюбоваться некоторыми из старейших образцов, датируемых концом XIV и началом XV века, которые были удалены с внешней стороны собора в целях сохранения и безопасности.
Когда-то размещенные на концах аркбутанов, горгульи — известные как doccioni по-итальянски — являются функциональными и декоративными элементами готической архитектуры, которые на протяжении веков принимали зооморфные формы.
В этом зале находится череда фигур, которые полностью попадают в большой воображаемый бассейн фантастического натурализма, характерного для средневековых бестиариев.
![Горгульи](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-4z01.jpg)
![Горгульи](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-4z02.jpg)
![Горгульи](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-4z03.jpg)
![Горгульи](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-4z04.jpg)
Небольшие скульптуры. Конец XIV — середина XV века
Небольшие скульптуры в этом зале когда-то располагались в нишах капителей колонн собора Дуомо.
По мере строительства Миланского собора процветало богатое производство скульптур, множество святых, мучеников, пророков и библейских персонажей, высеченных из мрамора Кандолья местными и трансальпийскими мастерами. Среди наиболее часто представленных сюжетов — Святая Люсия, защитница зрения и, следовательно, каменщиков, подвергавшихся опасности повредить глаза осколками мрамора во время работы. Святая узнаваема, поскольку изображена с глазами на тарелке, иконографическим атрибутом мученичества.
Каждый год фабрика Дуомо вспоминает Святую Люсию как свою покровительницу 13 декабря, в день памяти святой. В этот день освященный хлеб раздают рабочим, которым, по традиции, напоминают о голоде, поразившем город Катанию и прекратившемся благодаря заступничеству Святой.
О влиянии скандинавских образцов на ломбардских скульпторов на этом начальном этапе свидетельствует также небольшая Мадонна дель Коаццоне, расположенная в глубине зала, названная так из-за длинных волос, спускающихся на спину, и которой был посвящен алтарь, ныне отсутствующий, в правом нефе собора.
![Небольшие скульптуры. Конец XIV — середина XV века](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-5z01.jpg)
![Небольшие скульптуры. Конец XIV — середина XV века](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-5z02.jpg)
![Небольшие скульптуры. Конец XIV — середина XV века](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-5z03.jpg)
![Небольшие скульптуры. Конец XIV — середина XV века](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-5z04.jpg)
![Небольшие скульптуры. Конец XIV — середина XV века](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-5z05.jpg)
Период Сфорца. С середины XV века по 1535 год
В этом зале выставлены некоторые работы, представляющие скульптуру Ломбардии конца XV века, символизирующие изменения, произошедшие на строительной площадке Миланского собора.
Обратите внимание на трансенны с геральдическими символами, фигуры со щитами и прекрасную скульптуру, скорее всего, изображающую Галеаццо Марию Сфорца, герцога Милана с 1466 по 1476 год, который держит в руке документ о предоставлении бессрочной концессии на каменоломни Кандольи фабрике Дуомо.
Скульптура Святой Люсии выделяется изысканной драпировкой платья, модной в XV веке. Скульптурное производство этого времени находилось под сильным влиянием стиля Джованни Антонио Амадео, работавшего в Павии и Милане, а также архитектора фабрики Дуомо с 1481 года.
Фактически, в этот период наиболее важными строительными площадками были Миланский собор и Чертоза ди Павия; две точки соприкосновения, где был установлен художественный язык ломбардского Возрождения, имеющий свою основную стилистическую подпись, представленную в бумажной драпировке мантий и сильной выразительности лиц.
Скульптура из каррарского мрамора, изображающая Святую Агнессу работы Бенедетто Бриоско, является примером тенденции, которая ближе к концу века все больше склонялась к классическому вкусу.
В годы, последовавшие за приходом Людовико Моро (1480), внушительное здание Миланского собора продвигалось вперед, сталкиваясь с серьезным вызовом строительства тибурия (итал. tiburio), то есть архитектурного сооружения, которое закрывает пересечение между главным нефом и трансептами. Проект, после захватывающего конкурса, в котором также участвовал Леонардо да Винчи, был поручен Джованни Антонио Амадео и Джанджакомо Дольчебуоно под руководством Франческо ди Джорджо Мартини. Тибурий был завершен в 1500 году.
![Период Сфорца. С середины XV века по 1535 год](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-6z01.jpg)
![Период Сфорца. С середины XV века по 1535 год](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-6z02.jpg)
![Период Сфорца. С середины XV века по 1535 год](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-6z03.jpg)
![Период Сфорца. С середины XV века по 1535 год](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-6z04.jpg)
![Период Сфорца. С середины XV века по 1535 год](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-6z05.jpg)
Классицизм. Эволюция строительной площадки XVI века
Из кузницы коллективных форм выражения строительная площадка постепенно увидела появление художников и скульпторов высокого уровня, включая Агостино Бусти, Андреа Фузина и Кристофоро Солари.
В этом зале находятся работы, представляющие более зрелый классицистический период, которые также были интерпретированы художниками, призванными работать на строительной площадке Миланского собора.
Работы Солари являются образцами нового ломбардского классицизма: обратите внимание на Адама с явными отголосками да Винчи, Святую Елену, окутанную элегантной драпировкой с явными отсылками к классической римской скульптуре, и Лазаря, чья поразительная анатомическая точность XVI века, однако, пропитана античными отсылками.
Украшением этого зала является текстильное произведение необычайной ценности, старейшее из тех, что выставлены в музее: гобелен с изображением Эпизодов Страстей Христовых, франко-фламандская работа, подаренная Миланскому собору архиепископом Стефано Нардини, последовательно изображающая эпизоды на одной плоскости.
![Классицизм. Эволюция строительной площадки XVI века](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-7z01.jpg)
![Классицизм. Эволюция строительной площадки XVI века](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-7z02.jpg)
![Классицизм. Эволюция строительной площадки XVI века](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-7z03.jpg)
Витражи с XV по XVI век
В этом зале можно увидеть оригинальные панно — примеры разнородности витражей Миланского собора, насчитывающих более 164 больших окон, из которых 55 исторических, оживленных более чем 3 000 персонажей.
Стеклянное искусство в Дуомо параллельно следовало за событиями на строительной площадке. Решение оснастить собор историзированными окнами, которые в готической архитектуре выполняют важную образовательную функцию, датируется 1403 годом. Термин «историзированный» относится к структуре витража, состоящего из многочисленных панелей, расположенных таким образом, чтобы иллюстрировать библейские и евангельские истории и жития святых в последовательных эпизодах. Таким образом, даже те, кто не умеет читать, могли получить доступ к знанию священных событий. По этой причине витражи известны как Biblia Pauperum, Библия нищего.
Создание старинного витража требовало сложной техники. Сначала делался набросок композиции, который затем нужно было перенести на полномасштабный картон. Эскиз и картон обычно выполнялись художником. Стекло, окрашенное такими веществами, как окисленные металлы, и обработанное для получения листов скромных размеров, затем вырезалось мастером-стеклодувом в соответствии с рисунком картона.
Предметы были расписаны гризайлью, изготовленной из окисленных металлов, стеклянного порошка и водного или масляного связующего. Таким образом, прорисовывались основные детали, необходимые для правильного понимания изображения: лица, архитектура, складки одежды, листья деревьев. Далее следовала наводка — крепление фрагментов друг к другу с помощью свинца, и затирка, или уплотнение между свинцом и стеклом. Наконец, панно помещалось в специальную раму, которая затем крепилась к внутренней структуре окон и защищалась снаружи металлической сеткой.
![Витражи с XV по XVI век](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-8z01.jpg)
![Витражи с XV по XVI век](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-8z02.jpg)
![Витражи с XV по XVI век](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-8z03.jpg)
![Витражи с XV по XVI век](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-8z04.jpg)
![Витражи с XV по XVI век](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-8z05.jpg)
Тинторетто. Вновь обретенный шедевр
Диспут Иисуса в храме (Христос среди врачей) — шедевр молодого художника Якопо Робусти, известного как Тинторетто, датируемый первой половиной XVI века, изображает Христа, спорящего с учителями в храме.
Впервые задокументированная в Архиепископской галерее в Милане в 1638 году, но без какой-либо аккредитации, картина оставалась в архиепископском доме до 1919 года. Чтобы сохранить работу во время Второй мировой войны, ее вынули из рамы и сложили на четыре части. Картину было вновь обнаружено в 1954 году в хранилище фабрики Дуомо ученым Франческо Арканджели, который признал ее ранней работой Тинторетто.
Картина написана маслом и развернута на двух длинных холстах, около 320 сантиметров в длину и 98 сантиметров в высоту, сшитых горизонтально в центре. Предполагается, что работа сохранила свои первоначальные размеры, за исключением правого края, где было утрачено 15 сантиметров.
Композиция построена на диагоналях, характеризуется большим вниманием к пространству в перспективной конструкции пола и двух крыльев персонажей, которые наклонены к задней части. Иисус изображен сидящим наверху, в процессе обсуждения Закона. Последовательность врачей проиллюстрирована динамичными и быстрыми мазками, что придает большой картине необычайную глубину. Монументальные фигуры по бокам переднего плана обнаруживают сильное влияние Микеланджело, в частности, молодая женщина, стоящая слева, отсылает к сивиллам в Сикстинской капелле.
Динамичность композиции связана не только со скоростью исполнения, но и с выразительной силой истории. Чередуются полосы света и тени: волнение, которое сотрясает врачей, является метафорой духовной бури, которая ставит под сомнение доктринальные принципы.
С последней реставрацией в 2019 году картина вернула себе былую славу благодаря очистке, которая полностью восстановила ее яркость, придав новый блеск оригинальным цветам и быстрым и ярким мазкам художника. На заднем плане была обнаружена кирпичная стена, которая стала невидимой из-за прошлых перекрасок.
![Тинторетто](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-9z01.jpg)
Период Борромео
В этом зале хранятся некоторые терракотовые модели, представленные художниками для создания 17 горельефов из каррарского мрамора с «Историями Девы Марии», украшающих периметр амбулатория Дуомо. Заказанные фабрикой Дуомо лучшим скульпторам того времени, включая Джован Андреа Битти и Джован Пьетро Лазанья, модели повествуют об эпизодах из жизни Мадонны.
Продолжая идти по коридору, можно оценить подготовительные картины к монохромным рельефам, созданным Джованом Баттистой Креспи, известным как Черано, для надвратной части Дуомо.
Полотна, заказанные фабрикой Дуомо художнику в 1628 году, представлены вместе с соответствующими терракотовыми моделями. Они были созданы из монохромов Черано такими скульпторами, как Гаспаре Висмара, Джован Пьетро Лазанья и Джован Андреа Биффи. Выбранные сюжеты являются частью широкой иконографической программы, изображающей библейских героинь, считающихся префигурациями Девы Марии: Сотворение Евы, Иаиль и Сисара, Юдифь и Олоферн, Соломон и царица Савская, Эстер и Ахашверош.
![Музей Миланского собора](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-9z02.jpg)
![Музей Миланского собора](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-9z03.jpg)
![Музей Миланского собора](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-9z04.jpg)
![Музей Миланского собора](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-9z05.jpg)
![Период Борромео](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-10z01.jpg)
![Период Борромео](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-10z02.jpg)
![Период Борромео](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-10z03.jpg)
![Период Борромео](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-10z04.jpg)
![Период Борромео](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-10z05.jpg)
![Период Борромео](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-10z06.jpg)
![Период Борромео](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-10z07.jpg)
Кампосанто. Скульптурные модели XVII-XIX веков
Фабрика Дуомо одобрила хранение в специальной комнате всех подготовительных моделей, представленных художниками, назначенными для создания декоративных скульптур Миланского собора.
С первой половины 1600-х годов был закреплен принцип, согласно которому выполнение статуй из мрамора должно проходить проверку Капитула учреждения. Модели хранились для того, чтобы документировать шаги, необходимые для достижения окончательной и окончательной версии работы. За апсидой, в помещениях фабрики Дуомо, была выделена целая комната для сбора этих моделей: она была известна как Галерея Кампосанто, от которой и происходит название этой комнаты в музее.
Гипс и терракота, размещенные здесь, являются частью коллекции из более чем 700 моделей, сохраненных с середины XVII по XIX век. Представленные модели изображают различные скульптурные объекты, предназначенные как для внутреннего, так и для внешнего убранства памятника, например, статую Святого Лонгина, предназначенную для вершины одного из шпилей Миланского собора.
![Кампосанто. Скульптурные модели XVII-XIX веков. Музей Миланского собора. Фото: сентябрь 2024, © vashehobbyrf.ru](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-11z01.jpg)
Модели с XVII по XVIII век
В этом зале хранятся некоторые из предлагаемых моделей для заказа, представленных художниками для поступления в фабрику Дуомо.
Практика требовала, чтобы депутаты и архитектор выбрали тему, по которой художник будет оцениваться. Эти вступительные испытания проводились в Sala del Capitolone, в здании Camposanto за апсидой, под тщательным наблюдением ответственных лиц учреждения. Первоначально выполненные из терракоты или воска, в 1800-х годах предпочтительным материалом для моделей стал гипс.
Именно фабрика Дуомо направляла творческий талант художников, чтобы привести скульптурный язык в соответствие со славной творческой традицией Миланского собора. Среди наиболее важных художников, допущенных к работе в фабрике Дуомо, был Джузеппе Перего, чья предложенная модель Геркулеса, убивающего льва Немея, представлена на выставке. Работая для фабрики Дуомо с 1754 года, несколько лет спустя он получил заказ на создание самой известной статуи собора: Мадонны, помещенной на вершину главного шпиля, которой посвящен следующий зал.
![Модели с XVII по XVIII век](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-12z01.jpg)
![Модели с XVII по XVIII век](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-12z02.jpg)
Мадоннина. В конце 1774 года
Этот зал посвящен самой известной статуе Миланского собора: Мадонне скульптора Джузеппе Перего для Главного шпиля.
Статуя изображает Успение Девы Марии, смотрящей на небо. В витрине можно оценить две из трех терракотовых моделей, представленных Перего, разработанных по просьбам и указаниям по изменениям Капитула фабрики Дуомо. Считается, что поврежденная модель является окончательной, использованной для создания статуи.
Мадонна защищает город с последних дней декабря 1774 года, когда она была установлена на вершине Главного шпиля, строительство которого завершилось в 1769 году по проекту архитектора Франческо Кроче. Резчик Джузеппе Антиньяти обработал 33 медные пластины с золотым тиснением вокруг модели из орехового дерева, бюстом небольшого размера которой можно полюбоваться здесь. В центре зала находится впечатляющая оригинальная железная рама, которая поддерживала работу изнутри. Сейчас она размещена в музее Дуомо после того, как в 1967 году из-за износа ее заменили на новую конструкцию из нержавеющей стали.
![Мадоннина. В конце 1774 года](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-13z01.jpg)
![Мадоннина. В конце 1774 года](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-13z02.jpg)
Завершение фасада и скульптуры. XIX век
В этом зале хранятся произведения, в полной мере отражающие тот пыл, который охватил стройку Миланского собора в XIX веке.
Коронованный королем Италии в 1805 году на пышной церемонии в Миланском соборе, Наполеон Бонапарт немедленно заставил фабрику Дуомо продать большую часть своих недвижимых активов, чтобы покрыть огромные расходы на завершение фасада. В 1811-1813 годах был закрыт фасад Дуомо в соответствии с указаниями, продиктованными Карло Амати и Джузеппе Заноя.
Две скульптуры у входа в зал происходят с фасада, в том числе Святой Филипп работы Помпео Маркези. В центре находятся модели для создания скульптур, предназначенных для внешнего и внутреннего скульптурного убранства собора. Гипсовые и терракотовые модели, представленные здесь, представляют эволюцию скульптуры Ломбардии XIX века: от неоклассицизма до романтизма, пройдя через движение Scapigliatura. Среди скульпторов, которым был заказан проект, были Помпео Маркези, Эдоардо Табакки, Джузеппе Гранди, Бенедетто Каччиатори и Аббондио Санджорджо, последний был художником модели для статуи Святого Наполеона.
Также здесь представлены некоторые витражные панели XIX века, работы мастерской Бертини, которая в рамках реставрации витражей Миланского собора сделала значительные замены в 1800-х годах. Экспозицию завершает деревянная модель последней секции Главного шпиля, на которой изображен металлический обруч, спроектированный графом Амброджио Нава для поддержки конструкции. Его реставрационные работы предотвратили снос шпиля, о котором в свое время громко просил архитектор фабрики Дуомо Пьетро Пестагалли после опасного отслоения некоторых мраморных элементов.
![Завершение фасада и скульптуры. XIX век](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-14z01.jpg)
![Завершение фасада и скульптуры. XIX век](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-14z02.jpg)
![Завершение фасада и скульптуры. XIX век](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-14z03.jpg)
![Завершение фасада и скульптуры. XIX век](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-14z04.jpg)
Главная дверь. На заре XX века
XX век начался с установки главной двери Миланского собора, посвященной Радостям и Печалям Девы Марии, изображенным соответственно на правой и левой створках.
Работа, созданная Лодовико Польяги, победителем тендера, организованного фабрикой Дуомо в конце XIX века, была торжественно открыта 8 сентября 1906 года. В этом коридоре выставлен первый черновой вариант модели, представленный художником фабрики Дуомо в 1891 году, который подвергался последовательным доработкам на протяжении многих лет, вместе с гипсовой моделью панели, посвященной Посещению, сцене встречи Девы Марии и ее кузины Елизаветы. Затем следует полномасштабная бронзовая отливка панели, посвященной сцене Бичевания, сделанная с гипсового слепка, созданного Lodovico Pogliaghi в 1904 году и позднее слегка измененная на заключительном этапе работы.
Братья Карло и Луиджи Ригола, ученики Lodovico Pogliaghi и модельеры мраморной мастерской фабрики Дуомо, являются авторами гипсовой модели для реформы угловых украшений Главного алтаря Миланского собора, находящегося в начале этого зала.
![Главная дверь. На заре XX века](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-15z01.jpg)
![Главная дверь. На заре XX века](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-15z02.jpg)
![Главная дверь. На заре XX века](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-15z03.jpg)
![Музей Миланского собора](https://vashehobbyrf.ru/imgfiles/museo-duomo-mdf01.jpg)
Адрес: Италия, Милан, Piazza del Duomo, 12. / Piazza del Duomo 12, 20122 Milano, Italia.