Церковь Святого Олафа в Таллине (церковь Олевисте, эст. Oleviste kogudus) — самая высокая церковь в странах Балтии — 123,7 метра над землей. В башне церкви, на высоте 60 метров, находится смотровая площадка, открытая для посетителей с апреля по ноябрь.
Церковь Олевисте названа в честь норвежского короля Олафа II Харальдссона (Olaf II Haraldsson), который возглавил христианизацию Норвегии в XI веке и погиб в битве в 1030 году. Затем Олаф II Харальдссон был объявлен католической церковью святым (Святой Олаф).
Вопрос о времени постройки первого здания церкви Святого Олафа до сих пор остается спорным. Из записей известно, что Маргарита, мать датского короля Эрика VI Клиппинга, в 1267 году передала патронаж над церковью Олевисте и ее приходом цистерцианскому монастырю Святого Михаила. Это первое письменное упоминание о церкви Святого Олафа. Этот год или чуть раньше считается временем строительства церкви Олевисте. Согласно этому мнению, церковь была построена только после того, как датчане захватили эстонскую крепость.
Однако в 1951 году была опубликована работа Пауля Йохансена, бывшего руководителя Таллинского городского архива, в которой он пытался доказать, что до прихода датчан здесь была эстонская крепость и поселение, а также скандинавский торговый пост с церковью — церковь Олевисте. Однако этот факт пока не доказан, но вероятен как неопровержимая гипотеза.
Период с IX по середину XI века называют скандинавской эпохой викингов. В конце этого времени возник торговый путь «из варяг в греки», пролегавший частично через эстонские воды — от Найссаара вдоль северного побережья Эстонии до устья Невы. Чтобы защититься от грабежей, приходилось заключать договоры о взаимной защите, как это было принято в то время. Более того, эстонцы вышли на арену раннефеодальных отношений, что привело их к участию в международной торговле. Одним из пунктов торговых соглашений по-прежнему оставалось взаимное учреждение торговых дворов на территории договаривающихся сторон. Так жители Оямаа (готландцы) имели около 1080 года в Новгороде свою церковь имени Святого Олафа, а в конце XII века у них был и торговый двор. В то же время в Оямаа существовала русская Никольская церковь и, вероятно, также торговый двор.
Доказано, что в Таллине в то время была русская церковь с кладбищем. Однако если у русских была своя церковь-кладбище, то и у скандинавов, с которыми у эстонцев были еще более тесные связи, тоже могла быть такая церковь.
Вся миссионерская деятельность скандинавов в Эстонии и другие предположения только подтверждают мнение о том, что среди эстонцев и в Таллине до прихода датчан должны были быть эстонские и скандинавские христиане. Если были христиане, то должен был быть и храм, потому что римско-католическое поклонение Богу до сих пор связано со священными зданиями.
Истории о строительстве церкви распространяются по большинству ее приходов, но истории о церкви Олевисте и ее строительстве распространились широко. Всего зафиксирован 91 вариант из 45 приходов. В целом они гласят, что церковь строит Калев, но когда он слышит, что его зовут, то падает с башни Олевисте и погибает. Подобные легенды встречаются и у ливов, но особенно у скандинавов. Широкое распространение легенд доказывает уникальность церкви Святого Олафа в Таллине или ее древний возраст. Эстонский фольклорист и религиовед Оскар Лооритс относит происхождение легенд об Олевисте в Эстонии к XII веку, до прихода датчан.
Церковь Святого Олафа в Таллине была названа в честь норвежского короля Олафа II Харальдссона (995-1030), который в молодости участвовал в походах викингов в Западную Европу, был крещен здесь и по возвращении в Норвегию в 1015 году освободил ее от датского и шведского владычества.
Он правил страной до 1028 года, когда в результате восстания языческих магнатов был вынужден бежать к своему родственнику князю Ярославу Тарге в Киев. Олаф вернулся на родину в 1030 году, чтобы вернуть себе власть, но 29 июля потерпел поражение в битве с войсками короля Дании Кнуда Великого.
Впоследствии Олаф был причислен к лику святых, а день его смерти стал национальным праздником Норвегии. Культ Святого Олафа распространился по всей Скандинавии и Эстонии, а церковь Святого Олафа в Таллине носит его имя.
Этапы строительства церкви
Первоначальная церковь
О строительстве и архитектуре церкви, возведенной до 1219 года, ничего не известно, как и о ее точном местоположении.
Церковь в XIV веке
В начале XIV века началось строительство новой церкви, которое было завершено в 1330 году. В 1364 году была достроена нижняя башня, располагавшаяся на фундаментной стене диаметром 4,5 метра. В то время башня находилась вне церкви.
Перестройки XV века
В XV веке церковь вновь перестроили, в результате чего она приобрела поздний средневековый облик, сохранившийся до наших дней. Архитектурный стиль хора очень похож на стиль других зданий, возведенных в нашей стране в то же время.
11 мая 1433 года в Таллине случился сильный пожар, уничтоживший часть города и превративший церковь Святого Олафа в полуразрушенные руины. Хор был быстро восстановлен и освящен для богослужений в 1439 году. В то же время было решено построить более просторную церковь. Для этого был снесен неф церкви, возведенный в 1330 году, и стоявшие рядом часовни. Строительство продолжалось с 1436 по 1450 год.
Церковь стала длиннее и шире и достигла своих нынешних размеров. Новая церковь была завершена как трехнефная базилика.
Центральный неф покрыт звездообразными арками и возвышается на 31 метр. Это делает его самым высоким в Прибалтике. В каменной части башня возвышается на 57 метров.
Купол башни также был завершен в 1450 году и на тот момент составлял около 159 метров в высоту, что делает ее одной из самых высоких церквей в Западной Европе. В XV веке в церкви Святого Олафа упоминаются три часовни, названные в честь святых: Святой Марии, Святого Олафа и Святого Лаврентия. Церковь окружало кладбище, которое находилось на месте более поздней улицы Олевисте.
Строительство часовни Святой Марии
Первое упоминание о часовне Святой Марии относится к 1404 году, но во время реконструкции нефа часовня была снесена. Стилистически она представляет собой великолепный образец позднеготической архитектуры, с тонкой и искусной работой и самой богатой формой в Эстонии. Капелла осталась незавершенной: в ней нет скульптур, а фризы не закончены. Грядущая Реформация больше не нуждалась в роскошной часовне.
В восточной наружной стене часовни Святой Марии находится кенотаф Ганса Павлса, покровителя церкви и главного спонсора строительства часовни. Он состоит из двух частей.
В стенной нише есть надпись на нижненемецком языке, которая переводится как:
«Mis olen ära andnud, see mulle jääb, mis olen omanud – on mulle kadunud,
ei või end keegi liialt kõrgeks pidada, sest nagu suitsuvine möödub inimese elu.»
«То, что я отдал, остается со мной, то, чем я владел, потеряно для меня,
никто не может быть о себе слишком высокого мнения, потому что жизнь человека проходит, как облако дыма.»
Пышно украшенная церковь Олевисте была уже практически завершена. В церкви было 25 алтарей.
Началась лютеранская реформация, которая в Таллине началась с той же церкви Олевисте. Новое религиозное движение захватило массы и заставило их выступить против прежней религии, ее представителей и символов. Религиозный энтузиазм масс превратился в разрушительную силу, которая переросла в грабежи. В результате 15 сентября 1524 года ценная с художественной точки зрения обстановка церкви Олевисте была уничтожена. Внешне церковь не пострадала.
Пожар в 1625 году
В ночь на 29 мая 1625 года в результате удара молнии загорелась длинная башня Олевисте. Шпиль был разрушен, церковные колокола расплавились, а все предметы в церкви, приобретенные после иконоборчества, были уничтожены. Остались только стены. На этот раз церковь быстро восстановили — уже через три года двери были открыты для богослужений. Восьмиэтажная башня с угловыми башенками была достроена в 1651 году.
Больше всех других церквей Таллина от пожаров пострадала церковь Олевисте. По меньшей мере трижды церковь сгорала полностью, и восемь раз башня загоралась от удара молнии.
Пожар 1820 года
В ночь на 16 июня ударом молнии была подожжена одна из угловых башен. 20-30 молодых людей были готовы забраться наверх, чтобы потушить огонь, но власти, вспомнив последствия пожара 1625 года для соседних домов, приказали всем эвакуироваться из близлежащих домов. Угловая башня продолжала медленно гореть. Загорелись другие башни, главная башня вспыхнула и вскоре обрушилась на дом викария. Горение продолжалось четыре часа. В церкви все было разрушено, металлические предметы плавились, надгробия ломались от жары, даже каменные столбы (несущие столбы) были повреждены. Был поврежден орган, купленный в Галле в 1771 году. От церкви остались только стены и драгоценная библиотека Олевисте, спрятанная в своде под ризницей.
Реставрацию церкви Святого Олафа осуществил император Александр I, а затем Николай I. Началось строительство. Церковь была открыта для богослужений 16 июня 1840 года. В 1833 г. в храме были установлены печи.
27 июля 1931 года церковь Олевисте вновь загорелась. Пожар потушили и башню восстановили по первоначальному плану.
Высота башни от земли в настоящее время составляет 123,7 м.
Церковь после 1950 года
Сильно пострадавшее во время войны здание церкви Олевисте в сентябре 1950 года было передано общине объединенных евангельских христиан-баптистов. Реконструкция церкви началась сразу после торжественного открытия 17 сентября 1950 года и была завершена 23 декабря того же года.
В 1954 году в церкви была проведена масштабная внутренняя реконструкция. За десятилетия на стенах и арках церкви накопился толстый слой копоти и грязи, который необходимо было удалить, чтобы внешний вид церкви соответствовал ее духовному предназначению.
Сегодня башня церкви Святого Олафа высотой почти 124 метра считается одним из символов Таллина. К смотровой площадке ведут 232 ступеньки.
Адрес: Эстония, Таллин, ул. Лай, 50 / Tallinn, Lai 50.
oleviste.ee