Пьяцца дель Дуомо (итал. Piazza del Duomo), или Соборная площадь, — главная площадь Милана, на которой возвышается Миланский собор (итал. Duomo di Milano), в честь которого она и получила свое название.
Соборная площадь является жизненно важным центром города, местом встречи миланцев для празднования важных событий и, вместе с прилегающей Галереей Виктора Эммануила II, является знаковым местом мегаполиса, а также местом притяжения посетителей и туристов со всего мира.
Площадь, имеющая прямоугольную форму, является одной из самых больших площадей в Италии. Пьяцца дель Дуомо была построена по проекту Джузеппе Менгони и открыта в 1865 году. Но центром города она была с гораздо более древних времен.
Мы все знаем площадь Пьяцца дель Дуомо, но та, которой мы любуемся сегодня, не имеет ничего общего с похожей площадью прошлого. Даже 160 лет назад, когда было провозглашено объединение Италии, она сильно отличалась от сегодняшней не только из-за обрамляющих ее зданий, но именно из-за формы и размера самой площади.
Давайте проследим историю этой площади не только через памятники, сделавшие ее знаменитой, но и через знакомство с повседневной жизнью, пережитыми трагедиями или задокументированными историческими фактами, благодаря которым Пьяцца дель Дуомо постепенно меняла свой облик с течением времени, пока не приобрела тот вид, который мы знаем сегодня.
IV-VIII века
Столицей Западной Римской империи был Медиоланум. Это было в 313 году, году, который вошел в историю благодаря знаменитому «Эдикту Константина и Лициния» — соглашению, подписанному в феврале того же года двумя императорами Римской империи, Константином для Запада и Лицинием для Востока, с целью проведения общей религиозной политики для двух частей империи. Это был практически эдикт, предоставляющий всем гражданам, включая христиан, свободу поклоняться своим божествам, что окончательно положило конец гонениям.
Именно в этом году, скорее всего, на основании этого указа, началось строительство первого в городе баптистерия — Санто Стефано алле Фонти (313). В следующем году, продолжая хронологию, недалеко от баптистерия была основана первая раннехристианская базилика города, «vetus», то есть «древняя» (314). Впоследствии, недалеко оттуда, была построена вторая раннехристианская базилика, «major» или «nova», то есть «большая» или «новая» (строительство начато в 350 году), и, наконец, второй баптистерий, Сан Джованни алле Фонти (строительство начато в 378 году).
Большая базилика была построена на том же месте, где во времена Римской империи находился языческий храм, посвященный Минерве, который, в свою очередь, был построен на руинах более раннего кельтского храма, посвященного богине Белисаме. В то время «главный» храм с пятью нефами был одним из крупнейших христианских храмов в Империи: его ширина составляла 45,30 метра, а длина — 67,60 метра.
Наличие двух базилик, расположенных очень близко друг к другу, было довольно распространено в Северной Италии в эпоху Константина и встречалось, в частности, в городах, являвшихся епископскими резиденциями, таких как Павия, Кремона, Бергамо, Брешиа, Комо и Верчелли.
С приближением падения Римской империи в 476 году начался длительный период обскурантизма, отмеченный чередой варварских нашествий.
Обе базилики разделили одну и ту же печальную судьбу! Они были разрушены Аттилой, королем гуннов, в 452 году. Оба сооружения были восстановлены, насколько это было возможно, Евсевием в 454 году, и были полностью восстановлены епископом Лоренцо I Миланским в 490-512 годах. В 539 году они были вновь разрушены Витигом, королем остготов, и оставались заброшенными руинами до тех пор, пока Карл Великий не изгнал лангобардов в 774 году.
Хотя никаких явных ссылок, подтверждающих это, похоже, нет, предполагается, что оба баптистерия постигла та же участь, что и базилики.
IX-X века
Именно Карл Великий, франкский король, вернул Милану роль митрополии северо-западной церковной провинции, отобрав эту функцию у лангобардской столицы Павии. Столицей северо-восточной церковной провинции стала Аквилея.
Литургия монархии в церкви (т.е. посвящение королей, свадьбы, похороны и погребения) у лангобардов полностью отсутствовала. Различные церемонии проходили в цирках, в присутствии армии. Именно Карл Великий с франками впервые открыл новую эру, вдохновившись гораздо более торжественными церковными церемониями, как они проводились в константиновские и византийские времена.
Реконструкция базилик
Базилика «vetus», посвященная Санта Мария Маджоре
Строительство новой базилики Санта Мария Маджоре (на месте старой) было поручено франкскому архиепископу Ангильберту I (822-824). Он был отправлен в Милан Людовиком Благочестивым (который стал преемником своего отца Карла Великого в 814 году). Именно он в 816 году провел каноническую реформу, установив общинную жизнь духовенства. После смерти Ангильберта I его преемник Ангильберт II (824–859) освятил новую базилику в 836 году. Ее размеры составляли 65 х 30 м. Она имела три нефа, покрытых фермами, с галереей, которая шла вокруг алтаря. По случаю инаугурации император подарил церкви украшенный драгоценными камнями крест, а архиепископ — золотой алтарь.
На северном краю базилики (возле нынешнего входа в Галерею Виктора Эммануила II) была построена очень высокая восьмиугольная колокольня диаметром 18 метров.
Санта Мария Маджоре стала фактическим собором, как когда-то базилика «vetus». Здесь совершались многие религиозные обряды, такие как обучение новообращенных, совершение таинств и выполнение некоторых типично епископских действий.
Базилика «major», посвященная Иисусу Спасителю
В 836 году архиепископ Ангильберт II снова перестроил главную базилику, посвятив ее Иисусу Спасителю.
До постройки нынешнего Дуомо собор Санта Мария Маджоре служил зимним собором архиепархии Милана, в то время как близлежащая и более крупная базилика Джезу Сальваторе служила летним собором.
Вся эта эспланада была «епископским комплексом», то есть религиозным центром города, точно так же, как римский императорский дворец в Милане был с гражданской точки зрения. Это была освященная территория, исключительная собственность Церкви. Вокруг него, помимо другой базилики с баптистерием Сан Джованни алле Фонти, архиепископства, административных и жилых зданий для духовенства, располагались богадельня для пожилых людей, монастыри и даже ксенодохиум (приют для сирот), основанный в 787 году Датео, протоиереем собора, для ухода за брошенными детьми.
XI век
1075 год. Великий пожар в Милане
30 марта 1075 года буря, разнесшая горящие угли и искры, стала причиной сильного пожара, опустошившего различные районы Милана и уничтожившего обе базилики.
В пожаре в соборе Санта Мария Маджоре погибли золотой алтарь, подаренный Анжилберто II, библиотека капитула и все документы, хранившиеся в ризнице. На восстановление обеих церквей ушли годы.
XII-XIV века
Милан начал восстанавливать городскую структуру с нуля, заселяя себя и пытаясь вновь стать движущим центром гражданского общества. Отстроив стены, чтобы защититься от внешних вторжений, с самого начала были созданы спонтанные ассоциации горожан, которые по очереди охраняли город.
Восстановление города естественным образом породило новые виды деятельности: общие рабочие, плотники, возчики, кузнецы. По мере роста города возникали новые потребности и новые виды деятельности: от оружейников до кузнецов, от медников до шорников и т. д. Богатство и наследие нужно было восстанавливать. Ничего не оставалось, как обратиться к земле, увеличивая посевы и производство, чтобы обеспечить потребности населения. Это было началом развития торговли. Город стал привлекать все больше людей из сельской местности благодаря возможностям трудоустройства.
Повседневная жизнь протекала практически в центре, в самом сердце города. Сами названия улиц, многие из которых сохранились до наших дней, указывают на характер преобладающей там деятельности… Оружейники, ювелиры, производители кошельков, изготовители шпор, скорняки, парфюмеры, шляпники и пр.
Все остальные виды коммерческой деятельности располагались в основном в пространствах между двумя базиликами, в узких кварталах и даже на фасадах самих церквей. И это были не передвижные ларьки, которые держали лоточники, привлеченные наплывом верующих у дверей церквей, а настоящие магазины.
Поскольку в то время не было пригородных магазинов, а значит, и широкого распространения товаров, даже продовольственные рынки тяготели к району «епископального комплекса», сердцу города.
Аццоне Висконти, правитель Милана в десятилетие между 1329 и 1339 годами, для расширения своей «скромной» резиденции выселил торговцев из районов, которые на протяжении столетий были местом расположения текстильных и продовольственных рынков. После завершения реконструкции он постарался украсить и площадь перед своим роскошным дворцом, а также найти место, где бывшие купцы могли бы вести свою торговую деятельность, разместив их прилавки рядом с уже большим количеством магазинов, окружавших базилику. Пространство между двумя церквями, граничащее с севера с Коперто делле Боллетте (общественным зданием, сдававшимся в аренду различным магазинам), а с юга — с его дворцом, получило название Пьяцца дель Аренго.
Аццоне Висконти также перестроил высокую колокольню между двумя базиликами вместо той, что была разрушена 180 лет назад Павези. Аццоне умер до того, как работа была закончена. Всего через десять лет после открытия башня рухнула (в 1353 году), вероятно, из-за ошибки проектирования, и ее обрушение не только стало причиной резни каноников в близлежащей школе, но и серьезно повредило фасад собора Санта Мария Маджоре.
1386 год. Начало строительства Дуомо
Вероятно, именно это событие, а также личные и политические мотивы побудили Джан Галеаццо Висконти, сменившего своего дядю Бернабо на посту главы Миланского сеньора, в 1385 году дать официальное согласие на строительство нового собора, столь желанного людьми. Джан Галеаццо Висконти хотел, чтобы это было «очень большое» событие. «Величие» нового собора было бы для него не только предметом гордости, но и признаком могущества Висконти на европейской сцене. Подготовительные работы начались немедленно: в 1386 году был заложен первый камень, а в октябре следующего года была основана Veneranda Fabbrica del Duomo di Milano с целью продолжения проектных и строительных работ нового собора, полностью включив старую базилику Санта Мария Маджоре в новое здание и сохранив неизменной литургическую ориентацию первоначальной церкви.
Для того чтобы заложить фундамент новой церкви, первым памятником, принесенным в жертву, был баптистерий Санто Стефано алле Фонти, расположенный напротив северной ризницы современного Миланского собора Дуомо, несмотря на высокую символическую ценность, которую он представлял до этого момента. В то же время была снесена и восточная часть близлежащей базилики Санта Мария Маджоре.
Баптистерий Сан Джованни алле Фонти был закрыт в 1388 году и использовался в качестве склада на строительной площадке Дуомо. Позднее (1461) он был снесен в связи с ходом строительства собора. Его руины, находящиеся под нынешней площадью Пьяцца дель Дуомо, доступны для посещения публики, при этом доступ к археологическим раскопкам осуществляется из самого собора.
XV-XX века
Миланский собор Дуомо, важнейшее здание города, потребовавшее сноса всего епископского комплекса, на протяжении столетий стал главным элементом городской перестройки всего центра.
Споры о том, как должна быть построена площадь перед собором, переплетались с дебатами о строительстве купола собора, символического сердца Милана, который, естественно, должен был быть виден со всего города, а тем более с самой площади. В то время в Милане работали такие прославленные архитекторы, как Гвинифорте Солари, Леонардо да Винчи, Браманте. Тема площади эпохи Возрождения вдохновила на снос старых зданий с целью создания пространства перед новым собором.
Когда в 1858 году была открыта площадь Пьяцца делла Скала, снесены жилые дома, стоявшие между театром и Палаццо Марино, возникла идея достойно соединить ее с площадью Пьяцца дель Дуомо с помощью улицы, которая должна была появиться в результате сноса квартала, разделявшего эти два памятника, ставшие символом города. Желание придать монументальную планировку всему центру, в особенности площади Дуомо и ее соединению с площадью Пьяцца делла Скала, побудило городской совет уже в 1859 году запросить проекты у всех лучших архитекторов того времени.
В 1860 году на первый конкурс было подано множество проектов, но отобрано было только 176. На следующий год во втором конкурсе было отобрано 18 проектов, а в 1863 году в третьем конкурсе — восемь. Из них победителем был объявлен Джузеппе Менгони, при условии, что он согласится пересмотреть некоторые части своего проекта.
Он предусматривал прямоугольную площадь Пьяцца дель Дуомо с дворцами с портиками по трем сторонам площади и Галереей (или крытой улицей), которую мы знаем сегодня. Передний дворец с портиком в конце площади (обращенный к фасаду Дуомо) должен был иметь королевскую лоджию в центре, но этот проект так и не был реализован.
После завершения работ на площади, в 1896 году, по оси со средним порталом Дуомо был установлен бронзовый конный памятник Виктору Эммануилу II работы скульптора Эрколе Роза. Статуя, изображающая короля в битве при Сан-Мартино, установлена на цоколе с рельефами, изображающими вступление франко-пьемонтских войск в Милан в 1859 году.
После установки в 1927 году на площади прекрасных фонарных столбов из кованого железа, выполненных Алессандро Маццукотелли, последнее крупное вмешательство произошло в 1936-1937 годах, когда на 60 метров было укорочено выступающее в сторону площади крыло Палаццо Реале, чтобы освободить место для строительства Палаццо дель Аренгарио в том месте, где Менгони планировал создать вторую триумфальную арку, симметричную той, что находилась у входа в Галерею.
По замыслу архитекторов, Аренгарио должен был представлять собой монументальные городские ворота, отмечающие переход из старой части города в новую, которая, благодаря реконструкции прилегающей площади Диас, воссоздавалась как новый деловой центр. Строительство дворцов-близнецов началось в 1939 году и продолжалось в течение нескольких лет, после того как военные события, происходившие в этот период, вынудили приостановить работы. Здания были построены по проекту архитекторов Порталуппи, Муцио, Магистретти и Гриффини и украшены на фасаде барельефами Артуро Мартини. Работы были завершены в середине 1950-х годов. Сейчас в Аренгарио находится Музей «900» (итал. Museo del Novecento).
Сегодня Пьяцца дель Дуомо, имеющая прямоугольную форму, является одной из самых больших площадей в Италии. Здесь находятся некоторые из важнейших архитектурных сооружений Милана, относящихся к разным периодам, среди которых, помимо Дуомо, Королевский дворец (итал. Palazzo Reale di Milano), Галерея Виктора Эммануила II и Архиепископский дворец (итал. Palazzo Arcivescovile). В центре площади, напротив главного входа в Миланский собор, находится конная статуя Виктора Эммануила II.
Адрес: Италия, Милан, Пьяцца дель Дуомо. / Piazza del Duomo, 20122 Milano, Italy.