Летом 1848 года, а именно 13 июля (что соответствует 30 июня по юлианскому календарю), в Кыштымском заводе произошло знаменательное событие духовной жизни Урала. Преосвященный Иона (в миру Капустин), занимавший в тот период пост епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, совершил торжественную закладку фундамента величественного Христорождественского собора.
Проект храма впечатлял своими масштабами: монументальное двухэтажное каменное здание, увенчанное колокольней и рассчитанное на шесть престолов. Его просторы позволяли одновременно вмещать до пяти тысяч верующих на каждом из двух этажей, что свидетельствует о его значении как одного из крупнейших культовых сооружений региона.
Освящение завершенного строительством собора состоялось почти десятилетие спустя, 3 августа (21 июля по старому стилю) 1857 года. Согласно архивным клировым ведомостям, возведение этого духовного центра стало возможным исключительно благодаря усердию и на средства местной приходской общины.



Историческая фигура: епископ Иона (Капустин)
Основатель собора, епископ Иона, является значимой фигурой в церковной истории. Родившийся в Тобольске в 1790 году, он был рукоположен во епископа Екатеринбургского в 1846 году.
Примечателен тот факт, что он приходился дядей выдающемуся церковному деятелю — архимандриту Антонину (Капустину), возглавлявшему Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме на протяжении почти тридцати лет (1865-1894 гг.), чьи труды оказали огромное влияние на русское присутствие на Святой Земле. Скончался епископ Иона в 1867 году и был погребен у правого клироса Успенского собора в Далматовском монастыре.
Архитектурное и духовное устройство храма
Собор Рождества Христова в Кыштыме обладал уникальной двухуровневой структурой, характерной для храмов того времени:
- Верхний («летний») храм включал три престола: центральный, освященный во имя Воскресения Христова, правый — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, и левый — посвященный Святителю Николаю.
- В нижнем («зимнем», отапливаемом) храме также располагались три престола: главный — во имя Рождества Христова (который и дал название всему собору), правый — Сретения Господня и левый — Благовещения Пресвятой Богородицы.
Исторические документы позволяют проследить этапы внутреннего обустройства.
К 1873 году были полностью освящены все престолы нижнего храма, где уже велись регулярные службы по воскресным и праздничным дням. Верхний же храм на тот момент еще не был окончательно готов.
Ведомость 1877 года отмечает, что хотя иконостасы уже были установлены и покрашены, работы по их золочению еще не завершились, несмотря на то что богослужения в соборе уже проводились на постоянной основе. Полное освящение всех приделов верхнего храма было завершено к 1890 году.




Исторический путь Христорождественского собора в Кыштыме: становление прихода
На протяжении значительного периода, с 1857 по 1909 год, Христорождественский собор функционировал в статусе приписного храма при главной церкви Сошествия Святого Духа в Кыштымском заводе. Он официально именовался кладбищенским и не располагал собственным духовенством. По данным 1856 года, паству составляло население Кыштыма численностью 7507 человек, не считая полутора тысяч прихожан, относившихся к Троицкой единоверческой общине.
Духовное окормление собора в те годы осуществляли служители церкви Сошествия Святого Духа. С 1859 года в ее клире в сане диакона состоял Алексий Пьянков, который в 1871 году был рукоположен в сан священника. Его жизненный путь завершился 6 мая (по старому стилю 23 апреля) 1895 года, и он обрел последнее пристанище в ограде Христорождественской церкви, которой посвятил многие годы службы.
На рубеже XIX–XX столетий в клире появляется новая значимая фигура — священник Константин Пьянков, сын отца Алексия. Впоследствии именно он станет протоиереем и первым настоятелем самостоятельного собора.
Важную роль в жизни религиозной общины играли и миряне. Так, 8 ноября 1892 года (26 октября по ст. ст.) по благословению епископа Екатеринбургского и Ирбитского Афанасия состоялось торжественное чествование церковного старосты Дмитрия Ивановича Мартынова, отметившего 12 лет своих трудов.
В приветственном слове особо подчеркивалась его неустанная деятельность по благоукрашению храма: под его руководством был освящен трехпрестольный верхний храм, обновлены иконостасы и фасад, позолочены купола, возведена величественная ограда с садом, а также начат сбор средств на новый колокол, к которому Мартынов первым сделал щедрое пожертвование.
Художественное убранство храма также постоянно совершенствовалось. В 1902 году стены нижнего придела были расписаны мастерами из московской придворной художественной мастерской, принадлежавшей Якову Ефимовичу Епанечникову.
Переломным моментом в истории храма стал Указ Святейшего Правительствующего Синода от 13 декабря 1909 года (№ 16171), которым предписывалось открыть при Христорождественской церкви самостоятельный приход с собственным штатом, включавшим двух священников, диакона и двух псаломщиков.
В начале 1910 года настоятелем был назначен священник Константин Пьянков. Вторым священником стал Дмитрий Мутин, переведенный из Духосошественской церкви, а на диаконскую должность был определен Василий Хлопотов.
После кончины отца Дмитрия Мутина в феврале 1914 года его место занял священник Александр Левитский, который скончался в ноябре 1918 года и был погребен, как и его предшественники, в соборной ограде, ставшей местом последнего упокоения для многих служителей этого храма.
06 ноября 1912 года, по завершении Божественной литургии в Христорождественской церкви Кыштымского завода, которую возглавил епископ Екатеринбургский и Ирбитский Митрофан (Афонский), для прихожан прозвучало знаковое известие. Святейший Правительствующий Синод издал указ о преобразовании местного храма в штатный собор, а его настоятель, священник Константин Пьянков, был удостоен сана протоиерея. В тот же день в ходе богослужения состоялись рукоположения: диакона Константина Словцова — в сан священника (впоследствии он был прославлен как священномученик), и Александра Юшкова — в сан диакона.
Еще за год до этого события, в октябре 1911-го, епископ Митрофан в своих путевых заметках особо отметил, что, несмотря на сравнительную молодость прихода, в нем уже были учреждены церковно-приходское попечительство, собственная библиотека и школа. Главной заботой попечительства являлось постоянное украшение и благоустройство храма.
Настоятель в своем отчете дополняет эту картину деталями живой приходской жизни. Религиозно-нравственное состояние паствы характеризовалось как удовлетворительное. Храм пользовался большой любовью и активно посещался, особенно в осенне-зимний период, когда у крестьян заканчивались полевые работы.
Преданность прихожан выражалась в щедрых дарах на украшение церкви. Так, в том году братья Лаврентий и Иван Лобутины пожертвовали для икон нижнего яруса иконостаса два серебряных оклада общим весом 33 фунта и стоимостью 1400 рублей.
В общине бережно сохранялись многочисленные благочестивые традиции: поминовение усопших как в стенах церкви, так и на дому в установленные дни, совместные молебны о здравии больных членов прихода, которые служились почти каждое воскресенье, чтение акафистов и крестные ходы в дни испытаний или ниспосланных Богом милостей. К примеру, в июне 1911 года из-за сильной засухи по просьбе жителей было совершено пять крестных ходов. Святые иконы обносили по полям на расстояние до 15 верст, а количество молящихся каждый раз достигало трех тысяч человек.
На тот период численность прихожан составляла 8244 человека обоего пола.
Богослужения в соборе, прерванные в годы лихолетий, возобновились после окончания Великой Отечественной войны. Одной из исторических реликвий храма является антиминс, освященный в 1947 году архиепископом Челябинским Ювеналием (Килиным).

В 2020 году при реставрации на фасаде собора под более поздним медальоном с изображением Рождества Христова было обнаружено ранее неизвестное — образ Господа Вседержителя, что стало еще одним свидетельством богатой истории этого духовного центра.
Адрес: Челябинская обл., г. Кыштым, ул. Ленина, 22.