Миланский трамвай — два слова, которые прекрасно уживаются вместе уже много лет, являясь типичным компонентом пейзажа Милана. Миланская трамвайная сеть — это часть сети городского общественного транспорта, которая управляется компанией Azienda Trasporti Milanesi (ATM).
Первый миланский трамвай был запряжен лошадьми и назывался омнибусом. В далеком 1876 году конный трамвай начал соединять Милан с Монцей: 13-километровый маршрут стал первым междугородним трамваем в Италии (трамвай Милан-Монца).
С этого момента, в том числе благодаря запрету на использование пара в городе, конные трамваи начали распространяться по всему городу.
Электричество отправило лошадей на пенсию в 1892 году. Компания «Edison» инженера Джузеппе Коломбо представила амбициозный проект по электрификации трамвайной сети Милана. Она получила разрешение на строительство трехкилометровой экспериментальной линии от площади Дуомо до Арки Мира: торжественное открытие 2 ноября 1893 года положило начало неудержимому росту городского электротранспорта.
Всего за год электрифицированных линий стало 18. Пять лет спустя общая протяженность эксплуатации превысила 61 км, а в начале XX века на электрическую тягу перешла и легендарная конная трасса Милан-Монца.
Изначально трамваи на электрической тяге были небольшими, двунаправленными и окрашивались в красный и черный цвета. В 1900 году их сделали однонаправленными, черно-желто-белыми, а с появлением прицепа их вместимость увеличилась.
5 декабря 1901 года с линии сошел последний миланский трамвай на конной тяге: трамвайная сеть была полностью электрифицирована.
В 1895 году трамваи в Милане стали использоваться для перевозки трупов, причем для этого использовались специальные, более длинные вагоны с бархатными сиденьями.
Кроме того, в 1905 году в качестве замены конным повозкам для уборки улиц стали использовать модифицированные трамваи, прозванные «усатыми тюленями» за их водяные струи, напоминающие усы тюленя.
В период с 1900 по 1919 год на маршруте Милан-Монца появилось десять двухэтажных электрических вагонов, известных как трамвай Эдисона. Однако впоследствии эти вагоны были «обезглавлены», второй этаж убрали, что уменьшило их вместимость. Их эксплуатация была прекращена в 1966 году после ликвидации линии Милан-Монца.
Милан преодолел Великую войну, и наступили 1920-е годы. С ними произошла настоящая революция в городском трамвайном транспорте. В Кливленде, в Соединенных Штатах Америки, зародился «трамвай Carrelli» (вагон на тележках, итал. vetture a carrelli), колеса которого были установлены на рулевых тележках, вращающихся отдельно от корпуса вагона. Компания Carminati & Toselli подхватила инновацию и построила первый миланский прототип.
20 ноября 1927 года миланский трамвай типа «Carrelli» совершил свой первый рейс.
В 1928 году началось производство легендарной серии 1500. Это был беспрецедентный успех. В течение трех лет 502 из этих трамваев со складными дверями вместо обычных железных ворот поступили в эксплуатацию. Сегодня мы можем увидеть 125 из них в разных частях Милана.
За столетие многое изменилось, но миланский трамвай остался уникальным видом транспорта. Это не просто средство передвижения из одной части города в другую: это символ, которым можно гордиться.
И даже если жителям Милана случается расстраиваться из-за того, что трамваи едут медленно или шумят, никто не откажется от этой городской жемчужины. Потому что видя, как миланский трамвай проезжает мимо, мы понимаем, что все работает, что Милан вполне может измениться, как это было на протяжении последних 100 лет. Но Миланский трамвай здесь. И он всегда будет рядом.
Неудивительно, что если кто-то едет в Сан-Франциско, он делится фотографиями миланских трамваев, которые обрели новую жизнь за границей: и комментарии к этим фотографиям всегда звучат как «кусочек Милана в Америке».
Несмотря на сокращение трамвайной сети Милана, вызванное усилением линий метро, городская администрация сосредоточилась на строительстве новых линий, пополнив парк трамваев серии 7000-7550, известных как Eurotram, Sirio и Sirietto.
Более тихие и плавные на крутых поворотах, с низким полом, они обеспечивают быстрый пассажиропоток и большую доступность для людей с ограниченными возможностями передвижения. Эти трамваи повышают безопасность пассажиров, водителей и пешеходов, поскольку оснащены устройством для предотвращения столкновений, внутренними камерами, которые устраняют слепые зоны, и эргономичной кабиной водителя, которая увеличивает обзорность.
Читайте также: Трамваи разных стран и городов