Верхотурский историко-архитектурный музей-заповедник основан в 2000 году согласно постановлению правительства Свердловской области.
Он является преемником Верхотурского краеведческого музея, основанного в 1921 году, который был расформирован в середине 30-х годов, но затем восстановлен в 1977 году.
Фонды музея-заповедника включают коллекции краеведческого музея и различные объекты культурного наследия федерального и регионального значения.
Стрельцы набирались из вольных людей, за службу они получали жалованье и участки земли вблизи городов, за которые обязаны были служить пожизненно и наследственно. Жили стрельцы в особых слободах, имели землю. Занимались торговлей и ремеслом. На вооружении имели пищаль, бердыш и саблю.
Пищаль — ружье с фитильным или колесцово-фитильным замком. Бердыш — широкий топор на длинной рукояти. В мирное время стрелец носил его в правой руке, на походе вешал за спину, а в строю и в бою втыкал в землю и клал на него пищаль, так как стрелять из пищали без подставки было нельзя из-за ее большого веса. Через левое плечо надевалась берендейка — ремень, на который привешивались сумки для фитилей и пуль, а также пороховница.
Артемий Сафонович Бабинов происходил из крестьян деревни Верхняя Усолка Соликамского уезда. Бабинов знал, что сибирские вогулы приходят из-за гор совершать религиозные обряды в Чаньвинскую пещеру. Рискуя своей жизнью, он несколько суток шел по следам лесных охотников. Вернувшись в Соль-Камскую, Бабинов вызвался проложить прямую дорогу в Сибирь.
В 1595 году царь Федор Иоаннович именным указом повелел начать строительство дороги.
Менее чем за три года сорок соликамских «посошных людей» под руководством Бабинова с помощью одних топоров и лопат проложили путь от своего города до верховьев р. Туры. Длина дороги составила 263 версты (около 280 км.), что сократило путь в Сибирь в семь раз. Через реки, овраги и болота было построено 37 мостов.
В 1597 году строительство дороги было завершено. Новый путь назвали Новой Сибирской Верхотурской дорогой, но официальное название не прижилось. Народ назвал дорогу Бабиновской, в честь отважного русского первопроходца. Строительство дороги послужило причиной возникновения многих населенных пунктов и, прежде всего, города Верхотурья.
Предметы, используемые ямщиками в XVII — нач. XX века:
На подиуме: сани, колесо тележное, корневатик.
На стене: дуга, уздечка, копыточистка, седелко, шлейка, вожжи, стремена, фонарь.
Зерцало — трехгранная позолоченная призма, увенчанная двуглавым орлом. Устанавливалась с петровского времени в присутственных местах Российской империи как символ государственной власти и главенства закона, служила для публичной демонстрации царских указов.
Среди посетителей Свято-Николаевского мужского монастыря были особо почетные гости. К их числу относились высшие служащие синода, «высокие» чиновники, губернаторы, действительные статские советники и даже лица, имеющие отношение к царственному Дому Романовых, например, Великая княгиня Елизавета Федоровна, Григорий Ефимович Распутин и другие. Для таких гостей и был построен «Дом почетных гостей» (1913-1914 гг.).
Дом был построен за сорок дней, без единого гвоздя при помощи деревянных скоб и штырей, из лучших пород деревьев (кедра и лиственницы). Дом выполнен по типу боярских хором XVI — XVII вв. на высоком каменном подклете.
В доме были установлены изразцовые печи, но внутренняя отделка так и не была завершена. Предназначенный под гостиницу, по своему назначению он так и не был использован.
Летом манси жили в разнообразных по форме постройках с каркасом из жердей и покрытием из бересты. Каждая семья имела множество берестяных емкостей разной формы и назначения: кузова, коробки, туески. Из дерева мужчины вырезали блюда, кадушки, черпаки, ложки. В мешках и сумках, сшитых из шкур и тканей, хранили одежду и мелкие предметы.
Необходимой принадлежностью в хозяйстве были стружки: ими вытирали посуду, лицо и руки.
Измельченные древесные гнилушки насыпали внутри колыбельки ребенка. Игрушками для детей служили миниатюрные копии вєщей взрослых: у девочек — люлечка, игольничек, куски меха, коробка со швейными принадлежностями, ткани, у мальчиков — лучок со стрелами, фигурки оленей, лодочка.
Чаньвинская пещера служила общим капищем всего вогульского народа. В центре пещеры находилось жертвенное кострище. Здесь приносились жертвы Богам. Наиболее распространенными жертвенными дарами были стрелы, посуда, монеты, предметы культа.
По устойчивой историографической традиции Артемий Бавинов проследил за группой мансийских охотников, приходивших с восточных склонов Урала с жертвоприношениями в Чаньвинскую пещеру (Пермский край). Именно эта вогульская дорога и явилась пунктирной линией, по которой затем проложили проезжий Бабиновский тракт.
Верхотурский историко-архитектурный музей-заповедник расположен в историческом центре Верхотурья и включает Верхотурский кремль и Дом для приема почетных гостей.
Адрес: Россия, Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Советская 8А.