Триумфальная арка Септимия Севера

В самом сердце античного Форума, там, где когда-то кипела жизнь Вечного города, возвышается монументальная Триумфальная арка Септимия Севера (итал. Arco di Settimio Severo).

Построенная между 202 и 203 годами н.э., она посвящена императору-победителю и его сыновьям — Каракалле и Гете. Но за ее величественным фасадом скрывается не только слава, но и трагические страницы истории.

Арка, изменившая искусство

Триумфальная арка Септимия Севера — древнейшая из сохранившихся триумфальных арок Рима, воздвигнутая в честь побед императора Септимия Севера над Парфянским царством. Этот монументальный памятник возвышается на 26,42 метра в высоту, 23,27 метра в ширину и 11,2 метра в глубину.

Триумфальная арка Септимия Севера
Триумфальная арка Септимия Севера в Риме. Фото: октябрь 2024, vashehobbyrf.ru

Трехпролетное сооружение из травертина изначально было доступно только по ступеням. Его украшают четыре масштабных рельефа, повествующих о победах Септимия Севера в Парфии (современные Ирак и Иран) и Аравии (195 и 197–198 гг. н.э.).

Интересно, что эти изображения, вероятно, копировали переносные картины, которые использовались как своего рода «репортажи» о военных кампаниях.

Здесь впервые в римском искусстве появляются новые приемы:

  • Иерархия масштабов — фигура императора выделена, он стоит на возвышении, словно полубог.
  • Эксперименты с объемом — в сценах битвы при Ктесифоне использована техника сверления для игры света и тени.
  • Упрощение форм — фигуры становятся более статичными, что предвосхищает средневековый стиль.

В отличие от более поздних арок, ее колонны не примыкают к пилонам, а стоят свободно, а боковые пролеты соединены с центральным через небольшие арочные проходы.

Триумфальная арка Септимия Севера
Триумфальная арка Септимия Севера в Риме. Фото: октябрь 2024, vashehobbyrf.ru

Архитектурные секреты

  • Необычная планировка: боковые пролеты соединены с центральным арочным проходом, что редко встречается в подобных сооружениях.
  • Утраченные элементы: согласно древним монетам, на вершине арки когда-то находилась императорская квадрига и статуи.
  • Символизм декора: помимо военных сцен, здесь изображены аллегории рек, времен года и плененные парфяне.

Декоративное убранство арки

Украшения арки выполнены в классическом стиле, прославляющем могущество и вселенскую власть Империи. Здесь запечатлены аллегории времен года, великие реки мира, а также триумфы императоров — крылатые Виктории и скованные пленники. Архитектурный замысел перекликается с двумя знаменитыми колоннами — Траяна и Марка Аврелия, причем вторая явно вдохновляла мастеров своей лаконичной повествовательностью.

Сцены разворачиваются на условном скалистом ландшафте с намеками на речные потоки и схематичными очертаниями городов. Особенно выделяется рельеф, изображающий Осаду и взятие Ктесифона — резкие тени здесь контрастируют с освещенными участками, создавая драматический эффект. Человеческие фигуры теряют античную пластику, сливаясь в плоские, почти абстрактные толпы — это уже не греческий идеал гармоничного героя, а провинциально-плебейский стиль поздней империи, предвестник средневекового искусства.

Император, возвышаясь на помосте в окружении военачальников, обращается к войскам (адлокуцио), словно полубог, доминирующий над безликой массой солдат. Этот иератический образ власти достигнет апогея лишь в Арке Константина, сооруженной столетием позже.

Боги и символы на арке

  • На ключевых камнях центральной арки — два изображения бога войны Марса, а свод украшен уникальными розетками, каждая из которых отличается от других.
  • На архивольтах (декоративных дугах) запечатлены крылатые Виктории с трофеями, а у их ног — гении четырех времен года.
  • Малые арки содержат изображения божеств: Геркулеса, Либера (Бахуса), Доблести (Virtus) и Фортуны, хотя до наших дней сохранился лишь Геркулес.
  • На сводах боковых арок — четыре речных бога: двое безбородых и двое с бородами, держащие тростниковые стебли.

Триумфальные сцены

Верхняя часть арки украшена фризом, изображающим торжественное шествие императоров, приносящих жертвы Геркулесу и Бахусу. Рядом с ними — Юлия Домна, жена Септимия Севера, с кадуцеем (жезлом Меркурия).

На базах колонн разворачивается грандиозная процессия: римские солдаты ведут пленных парфян, а за ними следуют повозки, запряженные быками и лошадьми.

Главное сокровище арки

Самыми впечатляющими элементами декора являются четыре огромных панели (размером 3,92 × 4,72 м), расположенные над малыми арками. Скорее всего, они были раскрашены, как и многие античные памятники.

На них в несколько ярусов (читаемых снизу вверх, как на колоннах Траяна и Марка Аврелия) изображены военные кампании Септимия Севера в Месопотамии против парфян. Эти сцены выполнены в традициях триумфальной живописи, превращая арку в настоящую каменную летопись побед.

Панели с историческими рельефами

Юго-восточная панель: Первая война 195 года
  • Нижний ярус: Римские легионы выступают из лагеря, готовые к походу.
  • Центральный ярус: Ожесточенная битва между римлянами и парфянами.
  • Правый верхний ярус: Освобождение Нисибиса и бегство парфянского царя Вологаза V.
  • Левый верхний ярус: Император Септимий Север обращается к войскам с речью, стоя на помосте в окружении сыновей и военачальников.
Северо-восточная панель: Вторая война 197–198 годов
  • Нижний ярус: Римляне движутся к Эдессе с осадными орудиями (включая огромный таран под защитой «черепахи»). Городские ворота распахнуты в знак покорности, а местные вельможи выносят знамена в дар императору.
  • Центральный ярус: Царь Осроены Абгар VIII присягает на верность Риму, а его воины присоединяются к легионам.
  • Правый верхний ярус: Военный совет в лагере у захваченного тарана.
  • Левый верхний ярус: Войска готовятся к вторжению на вражескую территорию.
Северо-западная панель: Триумф над Парфией
  • Нижний ярус: Римляне подступают к Селевкии, откуда парфяне в панике бегут верхом.
  • Центральный ярус: Парфянские воины умоляют Севера о пощаде.
  • Верхний ярус: Торжественный вход императора в покоренный город.
Юго-западная панель: Падение Ктесифона
  • Центральный ярус: Осада парфянской столицы с применением тяжелых метательных машин. Царь Вологас спасается бегством (фигура в нижнем правом углу).
  • Правый верхний ярус: Загадочная сцена с пешими всадниками — возможно, провозглашение Каракаллы августом в честь победы.
  • Центр верхнего яруса: Септимий Север обращается к войскам.
  • Левый верхний угол: Всадник символизирует возвращение армии из похода.

Тень братоубийства: проклятие памяти

Надпись на арке изначально прославляла Септимия Севера и обоих его сыновей. Но после того, как Каракалла убил Гету, имя младшего брата стерли, а его изображения уничтожили — так действовала damnatio memoriae («проклятие памяти»).

Этот жестокий эпизод римской истории оставил след даже на другом памятнике — арке в Лептис-Магне, где лицо Геты также было стесано.

Триумфальная арка Септимия Севера
Триумфальная арка Септимия Севера в Риме. Фото: октябрь 2024, vashehobbyrf.ru

Утраченные элементы и сохранность

На древней монете 204 года видно, что завершал арку бронзовый квадригой с фигурами императоров. Лучше всего сохранились статуи на постаментах — они пролежали под землей вплоть до 1803 года, избежав разрушения.

Надпись на арке Септимия Севера

По обеим внешним сторонам арки повторяется эта надпись, изначально выполненная позолоченными бронзовыми буквами (CIL VI 1033 = ILS 425):

«IMP · CAES · LVCIO · SEPTIMIO · M · FIL · SEVERO · PIO · PERTINACI · AVG · PATRI PATRIAE · PARTHICO · ARABICO · ET · PARTHICO · ADIABENICO · PONTIFIC · MAXIMO · TRIBUNIC · POTEST · XI · IMP · XI · COS · III · PROCOS · ET · IMP · CAES · M · AVRELIO · L · FIL · ANTONINO · AVG · PIO · FELICI · TRIBUNIC · POTEST · VI · COS · PROCOS · (P · P · OPTIMIS · FORTISSIMISQVE · PRINCIPIBUS) · OB · REM · PVBLICAM · RESTITVTAM · IMPERIVMQVE · POPVLI · ROMANI · PROPAGATVM · INSIGNIBVS · VIRTVTIBVS · EORVM · DOMI · FORISQVE · S · P · Q · R»

Надпись гласит:

«Императору Цезарю Луцию Септимию Северу, сыну Марка, Пию, Пертинаксу, Августу, Отцу Отечества, Парфянскому, Аравийскому и Парфянскому Адиабенскому, Великому Понтифику, наделенному властью трибуна в 11-й раз, провозглашенному императором в 11-й раз, консулу в 3-й раз, проконсулу;
и Императору Цезарю Марку Аврелию Антонину (Каракалле), сыну Луция, Августу, Пию, Счастливому, наделенному властью трибуна в 6-й раз, консулу, проконсулу, Отцу Отечества, наилучшим и храбрейшим правителям — за восстановление государства и расширение власти римского народа, а также за их выдающиеся доблести, проявленные как в Риме, так и за его пределами. Сенат и народ Рима (SPQR).»

Эта надпись украшает Триумфальную арку Септимия Севера, возведенную в 203 году в честь императора и его сыновей — Каракаллы и Геты. Она была построена после возвращения Севера в Рим из длительных военных кампаний, где он укреплял единство империи и расширял ее границы.

Триумфальная арка Септимия Севера
Триумфальная арка Септимия Севера в Риме. Фото: октябрь 2024, vashehobbyrf.ru

Хронологические подсказки в тексте

  • XI трибунская власть Севера (декабрь 202 — декабрь 203 гг.) помогает точно датировать арку.
  • III консулат (202 год) и XI императорская аккламация (198 год) указывают на terminus post quem («время, после которого», не ранее этого времени).
  • VI трибунская власть Каракаллы (также 202–203 гг.) подтверждает датировку.

Тайна стертого имени

Первоначально надпись включала Гету, младшего сына Севера, но после его убийства по приказу Каракаллы в 211 году имя Геты было стерто с памятников (damnatio memoriae). Следы этой редакции видны в четвертой строке, где вместо «P. Septimio Getae nob. Caesari» (Цезарю Публию Септимию Гете) теперь читается «Optimus Fortissimusque Principibus» («Наилучшим и храбрейшим правителям»).

Необычности титулатуры

  • Север назван «Parthicus Adiabenicus» (за победы над Парфией и Адиабеной), но отсутствует титул «Parthicus Maximus», принятый в 198 году после взятия Ктесифона.
  • «Pater Patriae» (Отец Отечества) стоит в начале, а не в конце перечня титулов, что необычно для римской традиции.

Обратите внимание на отверстия от бронзовых букв — первоначально надпись сияла золотом, подчеркивая мощь династии Северов.

Почему этот памятник особенный?

Арка Септимия Севера в Риме — не просто триумфальный монумент. Она отражает переход от классического искусства к позднеантичному, впитавшему провинциальные влияния. Ее рельефы менее изящны, чем у Колонны Траяна, но именно в этой «грубоватости» — начало нового визуального языка, который впоследствии определит византийскую и средневековую эстетику.

Совет туристам: чтобы почувствовать настоящее величие арки, не ограничивайтесь видом с Виа деи Фори Империали (итал. Via dei Fori Imperiali). Зайдите на территорию Римского Форума, подойдите ближе — и вы увидите, как солнечный свет играет на древних рельефах, оживляя истории войн, триумфов и вечной борьбы за власть.

Этот памятник — не только символ победы, но и молчаливый свидетель семейной драмы, напоминание о том, как слава и скорбь переплетаются в вечности. Ее надпись хранит следы политических интриг, братоубийства и попыток переписать историю. Рассматривая ее, вы буквально прикасаетесь к эпохе, когда Рим балансировал между величием и жестокостью.

Триумфальная арка Септимия Севера
Триумфальная арка Септимия Севера в Риме. Фото: октябрь 2024, vashehobbyrf.ru

Адрес: Италия, Рим, Via dell’Arco di Settimio.

Поделитесь этой статьей