В историческом ландшафте города Кыштым особое место занимает его древнейший храм, обладающий уникальным и глубоким наименованием — Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов.
Данный духовный памятник представляет собой не просто архитектурный объект, а живого свидетеля истории. На протяжении двух с половиной столетий он разделял с местными жителями все тяготы и лишения, периоды процветания и суровые годы народных волнений и революционных потрясений. Храм подвергался разграблению и осквернению, однако, проявив невероятную стойкость, он и поныне сохраняет свое величие на изначальном месте, выбранном, согласно преданию, лично промышленником Никитой Никитовичем Демидовым.
Наиболее распространенное предание гласит, что в 1755 году, во время инспекции местности и начала строительства завода, Демидов посетил гору Егоза. Спускаясь с возвышенности, он решил прерваться на обед на одном из островов. Место настолько пришлось ему по душе, что он незамедлительно распорядился возвести там церковь. С этим событием даже связывают его крылатую фразу: «Пусть народ ведает, где Никита обедает…».




С современной точки зрения, выбор локации для строительства может показаться нелогичным, поскольку он противоречил устоявшимся в ту эпоху канонам. Тем не менее, такой расчетливый деятель, как Демидов, едва ли действовал исключительно под влиянием сиюминутных чувств. Существует предположение, что он уже в тот период прозорливо представлял себе план будущего города.
Кроме того, среди кыштымцев бытует мнение, что храм изначально задумывался как часть оборонительной инфраструктуры, призванной защищать завод и усадьбу самого заводчика. Согласно этой гипотезе, церковь являлась элементом единого фортификационного комплекса, включавшего также башни при входе в сквер вокруг демидовской резиденции, и должна была препятствовать нападению с водного направления.
Какими бы мотивами ни руководствовался Демидов, результатом его начинания стало возведение поистине величественного и прочного сооружения. В качестве основных строительных материалов использовались бутовый камень, добытый в ходе вскрышных работ на близлежащих рудниках, и кирпич, а для скрепления конструкции применялся известковый раствор.
Архитектура храма выполнена в стилистике барокко, что является редкостью для уральского региона. Строительство, финансируемое как самими заводовладельцами, так и на собранные средства работников поселка, заняло пять лет и было завершено к 1764 году. Последующую отделку и создание росписей осуществили иконописцы Богатыревы. Торжественное первое освящение святыни состоялось 7 февраля 1765 года.
Однако период мирного служения храма оказался недолгим. Уже в 1774 году остров был захвачен отрядами Пугачева. Многонациональное войско, составлявшее его армию, не испытывало особого пиетета перед православными святынями, вследствие чего церковь была разорена и осквернена. После освобождения территории, в 1775 году, потребовалось проведение повторного обряда освящения.
В начале XX столетия на долю православной святыни выпали суровые испытания. В эпоху систематического искоренения религиозности, когда все конфессии оказались под прессом государственных репрессий, храмы повсеместно уничтожались, их богатое убранство изымалось, а служители культа подвергались преследованиям. Несмотря на эти разрушительные процессы, ключевые архитектурные элементы сооружения продемонстрировали удивительную стойкость и уцелели.



Историческая судьба кыштымского храма сложилась в определенной мере благоприятно, поскольку здание не было стерто с лица земли, а нашло свое применение в светском контексте. На протяжении советского периода в его стенах поочередно располагались складские помещения, полиграфическое производство, пункт распространения кинолент и краеведческий музей. Однако отсутствие должной заботы о памятнике архитектуры не прошло бесследно: металлические купола подверглись коррозии, штукатурный слой деградировал, а напольные конструкции разрушались от гниения.
Новая глава в многовековой летописи храма открылась в 2000 году, ознаменовавшись его третьим по счету освящением. Инициатива по ревитализации святыни была предпринята группой энтузиастов-прихожан под духовным руководством отца Николая Гашкова. Реставрационный процесс стартовал с нижнего, некогда отапливаемого яруса, освященного во имя Иоанна Предтечи, после чего активность переместилась на основной уровень, посвященный Сошествию Святого Духа. Одновременно велись работы по воссозданию 44-метровой колокольни.
Торжественный чин освящения возрожденного храма был совершен в декабре 2002 года митрополитом Иовом. При этом процесс восстановления не считается завершенным и продолжается по сей день. Знаковым событием стало устранение в 2015 году строительных лесов с фасадов, что позволило жителям Кыштыма вновь услышать благозвучный перезвон колоколов, доносящийся со стороны исторического центра, где расположена любимая горожанами «Старая церковь».


Адрес: Челябинская обл., г. Кыштым, ул. Садовая, 23.