Церковь Санта-Мария-аи-Монти

Церковь Санта-Мария-аи-Монти в Риме расположена в районе Монти, на месте древнего монастыря XIII века, где жили монахини-клариссинки. Ее строительство началось в 1580 году по указу папы Григория XIII после чудесного исцеления слепой женщины перед иконой Богородицы, обнаруженной на этом месте.

Предисловие

Хотя расцвет римского барокко пришелся на период после 1630 года, его ключевые идеи начали проявляться гораздо раньше — еще в эпоху Позднего Возрождения. Главной задачей архитекторов стало создание зданий, способных вызывать сильные эмоции и передавать универсальные ценности через пространство.

Так возникла концепция, в которой церкви и дворцы больше не были замкнутыми объектами, а активно взаимодействовали с окружающей средой. Это достигалось за счет продольной оси, «раскрывавшей» традиционные архитектурные формы. Внутреннее убранство теперь подчинялось главной оси, а вертикальная ось организовывала пространство вокруг центрального «фокуса» — алтаря.

Эти принципы ярко воплотились в работах Джакомо делла Порта — мастера, которого часто недооценивают, поскольку он завершал проекты других архитекторов или доверял ученикам отделку своих зданий. Однако именно он сыграл ключевую роль в развитии римского барокко, и церковь Санта-Мария-аи-Монти (итал. Santa Maria ai Monti, «Святая Мария на Горах», или Мадонна-деи-Монти) стала одним из его знаковых творений, впоследствии вдохновившим множество подражаний.

Архитектура церкви: от Ренессанса к Барокко

Санта-Мария-аи-Монти — яркий пример архитектуры Контрреформации, вдохновленной строгими принципами Тридентского собора. Ее проект, созданный Джакомо делла Порта, стал поворотным моментом в истории искусства, ознаменовав переход от гармоничного ренессансного стиля к динамичному барокко.

Почему эта церковь уникальна?

  • Однонефное пространство — чтобы сосредоточить внимание верующих на алтаре и священнике.
  • Фасад — новаторский для своего времени, он отражает «психологию» новой архитектуры, словно приглашая верующих внутрь. Вдохновленный церковью Иль-Джезу, он сочетает элементы Микеланджело и Виньолы, предвосхищая барокко.
  • Купол — уменьшенная копия купола Собора Святого Петра, подчеркивающая связь с главным храмом католического мира.

Фасад

Скромный, но изящный фасад вдохновлен церковью Иль-Джезу (которую также проектировал делла Порта).

Церковь Санта-Мария-аи-Монти
Церковь Санта-Мария-аи-Монти (итал. Santa Maria ai Monti, «Святая Мария на Горах», или Мадонна-деи-Монти) в Риме. Фото: октябрь 2024, vashehobbyrf.ru

Он состоит из двух ярусов, объединенных боковыми волютами, и украшен:

  • коринфскими пилястрами,
  • треугольными фронтонами,
  • четырьмя нишами (изначально предназначавшимися для статуй).

Интерьер

Интерьер церкви, с его мощным продольным движением к алтарю и выразительной пластикой колонн, создает ощущение духовного восхождения. Здесь уже нет ренессансной уравновешенности — вместо нее рождается драматичное напряжение, характерное для барокко.

Внутри — единственный неф, сохранивший ценные произведения искусства:

  • Фреска «Вознесение» (Кристофоро Казолани, нач. XVII в.) на своде, окруженная ангелами и Учителями Церкви.
  • Стуковые ангелы (1588 г.) работы Амброджо Бонвичино в капеллах.
  • Чудотворный образ Мадонны с Младенцем (Мадонна-деи-Монти), ради которого и была построена церковь, и святыми Стефаном и Лаврентием (XV век) на главном алтаре.
  • Статуи четырех пророков (Джованни Ангуилла, 1599) в нишах купола.
  • Капеллы украшены работами знаменитых мастеров: Дюранте Альберти, Чезаре Неббиа, Джироламо Муциано и других.

Апсида украшена росписями:

  • Джачинто Джиминьяни («Святой Михаил», «Распятие», «Крещение Христа»),
  • Казолани (сцены из жизни Девы Марии и евангелистов),
  • Орацио Джентилески (ангелы, 1599 г.).

Также стоит отметить:

  • «Оплакивание Христа» (копия работы Микеланджело) Антонио Вивиани в Капелле Пьеты,
  • фрески Латтанцио Майнарди и Париса Ногари.

Особое внимание стоит уделить гробнице святого Бенуа-Жозефа Лабра, французского паломника, умершего у стен церкви в 1783 году. Его одежда хранится здесь как реликвия.

Церковь Санта-Мария-аи-Монти
Церковь Санта-Мария-аи-Монти (итал. Santa Maria ai Monti, «Святая Мария на Горах», или Мадонна-деи-Монти) в Риме. Фото: октябрь 2024, vashehobbyrf.ru
Церковь Санта-Мария-аи-Монти
Церковь Санта-Мария-аи-Монти (итал. Santa Maria ai Monti, «Святая Мария на Горах», или Мадонна-деи-Монти) в Риме. Фото: октябрь 2024, vashehobbyrf.ru
Церковь Санта-Мария-аи-Монти
Церковь Санта-Мария-аи-Монти (итал. Santa Maria ai Monti, «Святая Мария на Горах», или Мадонна-деи-Монти) в Риме. Фото: октябрь 2024, vashehobbyrf.ru

Трубный орган

В этой церкви находится уникальный трубный орган, созданный в 1878 году туринским мастером Алессандро Колино и его сыновьями (Джузеппе и Чезаре). Он заменил более ранний инструмент, построенный римским органным мастером Франческо Тессичини в 1853–1854 годах.

Интересно, что изначально орган предназначался для Паолинской капеллы Квиринальского дворца, куда Виктор Эммануил II переехал после взятия Порта Пиа. Однако по неизвестным причинам (которые удалось прояснить лишь в 2018 году) инструмент оказался в этой церкви.

Первоначально, как свидетельствует чертеж церкви, выполненный Полем Летаролли, орган находился в другом месте храма. Позже его демонтировали и в 1899 году мастер Аугусто Дель Кьяро перенес на нынешнее место, внеся некоторые изменения.

Орган расположен на хорах (кстати, первых в Риме, построенных из железобетона в конце XIX века), над входным порталом, и заключен в изящный деревянный корпус, украшенный темперной росписью с позолотой.

Фасад инструмента имеет прямолинейный профиль и состоит из 29 труб, расположенных пирамидой и разделенных на три секции. Каждая труба имеет характерное щитковое завершение с внутренней разметкой.

Орган обладает полностью механической системой передачи и был отреставрирован в 1969 году мастером Альфредо Пиччинелли. Несмотря на всего одну клавиатуру и укороченную педаль, инструмент насчитывает 27 регистров, управляемых деревянными рычагами с оригинальными бумажными табличками.

Звучание органа сочетает мощь и нежную гармонию, а сам он сохранился в отличном состоянии, продолжая радовать посетителей церкви своим величественным голосом.

Церковь Санта-Мария-аи-Монти
Церковь Санта-Мария-аи-Монти (итал. Santa Maria ai Monti, «Святая Мария на Горах», или Мадонна-деи-Монти) в Риме. Фото: октябрь 2024, vashehobbyrf.ru
Церковь Санта-Мария-аи-Монти
Церковь Санта-Мария-аи-Монти (итал. Santa Maria ai Monti, «Святая Мария на Горах», или Мадонна-деи-Монти) в Риме. Фото: октябрь 2024, vashehobbyrf.ru
Церковь Санта-Мария-аи-Монти
Церковь Санта-Мария-аи-Монти (итал. Santa Maria ai Monti, «Святая Мария на Горах», или Мадонна-деи-Монти) в Риме. Фото: октябрь 2024, vashehobbyrf.ru
Церковь Санта-Мария-аи-Монти
Церковь Санта-Мария-аи-Монти (итал. Santa Maria ai Monti, «Святая Мария на Горах», или Мадонна-деи-Монти) в Риме. Фото: октябрь 2024, vashehobbyrf.ru
Церковь Санта-Мария-аи-Монти
Церковь Санта-Мария-аи-Монти (итал. Santa Maria ai Monti, «Святая Мария на Горах», или Мадонна-деи-Монти) в Риме. Фото: октябрь 2024, vashehobbyrf.ru
Церковь Санта-Мария-аи-Монти
Церковь Санта-Мария-аи-Монти (итал. Santa Maria ai Monti, «Святая Мария на Горах», или Мадонна-деи-Монти) в Риме. Фото: октябрь 2024, vashehobbyrf.ru

История и чудеса

Санта-Мария-аи-Монти — скрытая жемчужина Рима, которую часто обходят вниманием даже местные жители. Но ее история полна удивительных событий.

Явление чудотворной иконы

На месте церкви когда-то стоял монастырь клариссинок, покинутый в XV веке. Со временем его помещения превратились в жилые дома и даже сеновал, где на стене сохранилась фреска Богоматери с Младенцем.

В апреле 1579 года здание сотрясли загадочные толчки, похожие на землетрясение. Жители решили, что оно «одержимо духами», но вскоре услышали голос, молящий: «Не делай больно ребенку». Им оказалась замурованная икона Девы Марии.

Весть о чуде разнеслась по Риму, и к дому потянулись паломники. Многие исцелялись, и вскоре папа Григорий XIII распорядился перенести образ в новую церковь, поручив строительство Джакомо делла Порта.

Интересный факт

Санта-Мария-аи-Монти стала прообразом для многих барочных церквей по всему миру, а ее стиль даже назвали «иезуитским» — хотя сам орден иезуитов эту теорию позже оспорил.

Как добраться?

Адрес: Италия, Рим, Via della Madonna dei Monti, 41.

Метро: линия B, B1 (остановка Colosseo или Cavour)

Автобусы:

  • 85, 87, 118 (остановка Fori Imperiali)
  • 51, 75, 85, 87, N2 (остановка Colosseo)
  • 75, N2 (остановка Cavour/Ricci или Cavour/Annibaldi)

Загляните в эту церковь, чтобы ощутить дух подлинного Рима — без толп туристов, но с богатой историей и потрясающим искусством эпохи барокко!

После посещения церкви прогуляйтесь по живописному кварталу Монти — одному из самых атмосферных в Риме, с уютными кафе и антикварными лавками. А если пойдете в сторону Колизея, откроется потрясающий вид на древние руины!

Церковь Санта-Мария-аи-Монти
Церковь Санта-Мария-аи-Монти (итал. Santa Maria ai Monti, «Святая Мария на Горах», или Мадонна-деи-Монти) в Риме. Фото: октябрь 2024, vashehobbyrf.ru

Адрес: Италия, Рим, Via della Madonna dei Monti, 41.

Поделитесь этой статьей