Смоленское православное кладбище в Санкт-Петербурге

Смоленское православное кладбище, старейшее из действующих петербургских кладбищ, — один из наиболее известных исторических некрополей. Это пантеон русской науки и искусства. Площадь современного Смоленского православного кладбища составляет 53,1443 га.

Смоленское православное кладбище в первые упомянуто в указе Синода в 1738 года как кладбище «на Васильевском острове у Черной речки». Указом от 11 мая 1756 года кладбищу определено место «в сторону от Галерной гавани» (между 18-й и 23-й линиями Васильевского острова).

В 1760 году на кладбище построена деревянная церковь Смоленской иконы Божьей матери, которая не сохранилась.

В 1786-90 годы на ее месте возведена одноименная каменная церковь. Скорее всего, после завершения строительства храма и появилось название кладбища. До революции 1917 года это кладбище было одним из самых больших в стране — к началу 20 века здесь было погребено около 700-800 тысяч человек.

В начале 18 века на Смоленском кладбище хоронили как простых людей, так и известных деятелей науки и искусства. Были сформированы специальные площадки Академии наук, Академии художеств, Александринского и Мариинского театров, Петербургского университета.

Сейчас на Смоленском кладбище можно увидеть захоронения ученого Петра Семенова-Тян-Шанского, художника Владимира Маковского, писателей Федора Сологуба и Лидии Чарской.

Здесь же могила Георгия Дюперрона, основоположника отечественного футбола.

Считается, что именно здесь в 1828 году была похоронена няня А. С. Пушкина Арина Родионовна Яковлева (захоронение не сохранилось, но рядом с воротами висит мемориальная доска, свидетельствующая о данном факте.)

Великий русский поэт Александр Блок был захоронен на Смоленском православном кладбище в 1921 году. В 1944 году прах Блока был перезахоронен на литераторских мостках.

На Смоленском кладбище находится могила сорока мучеников, заживо погребенных здесь 20 июля 1918 года. Они погибли за веру в годы гонений на Церковь.

Здесь похоронены певцы советской эстрады Эдуард Хиль, Людмила Сенчина, а также советская и российская актриса Анна Самохина.

На территории Смоленского православного кладбища расположена церковь Смоленской иконы Божьей матери и Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской, приписанная к церкви Смоленской иконы Божьей Матери.

Смоленское кладбище — один из центров духовной жизни русского православия, место упокоения святой блаженной Ксении Петербургской.

Могила «сорока мучеников» на Смоленском кладбище

Сорок мучеников — сорок священно- и церковнослужителей Петрограда, заживо погребенных на Смоленском кладбище 20 июля 1918 года в дни лютых гонений на Церковь за исповедание Веры.

Могила «сорока мучеников» на Смоленском кладбище
Могила «сорока мучеников» на Смоленском кладбище. Фото: сентябрь 2024, vashehobbyrf.ru

Могила сорока мучеников приобрела особое почитание в послевоенные годы. Впервые о ней упоминает настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери протоиерей Василий Раевский в докладной записке митрополиту Григорию 20 мая 1948 года. Это важное историческое свидетельство, в котором протоиерей Василий сообщает с осторожностью, что на кладбище есть почитаемое захоронение будто бы расстрелянных сорока священников и дает примерную датировку казни — «в начале Октябрьской революции».

Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий Чуков (1870-1955) сам прошел через жернова сталинских репрессий — пять раз был под арестом, вместе с митрополитом Вениамином Казанским был приговорен к расстрелу в 1922 году, но чудом избежал расправы, много лет провел в ссылке. В ответ на письмо Василия Раевского владыка не стал препятствовать массовому посещению «могилы сорока мучеников», ограничившись резолюцией о необходимости сообщить о ней начальнику местной милиции.

Доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии Михаил Витальевич Шкаровский предположил, что в могиле сорока мучеников были погребены священно-и церковнослужители, расстрелянные в период антирелигиозных репрессий в Воскресенской церкви. В церковном подвале и на цоколе на северной стене храма при реставрации в 1990-е годы были обнаружены следы от пуль — эти свидетельства страшного периода русской истории хранятся в Музее святой блаженной Ксении Петербургской.

По одной из версий, казненные были похоронены на дальней окраине Смоленского кладбища, прихожане Смоленского храма знали об этой трагедии и оберегали место погребения. В годы Великой Отечественной войны или вскоре после ее окончания верующие скрытно перезахоронили останки мучеников недалеко от часовни Ксении Блаженной. Это место на Блоковской дорожке сейчас и почитается как место погребения сорока мучеников. Причин для перезахоронения могло быть несколько. Прежде всего, обоснованные опасения в том, что советская власть ликвидирует место казни и вообще эту часть Смоленского кладбища, что в действительности произошло в начале 1950-х годов. С другой стороны, верующие были уверены, что территория около почитаемой часовни блаженной Ксении останется нетронутой, и здесь упокоенным сорока мученикам ничто не угрожает.

С 1948 года священники храма Смоленской иконы Божией Матери — Михаил Гундяев (отец Святейшего патриарха Кирилла) и Борис Тихонравов на могиле сорока мучеников регулярно совершали панихиды по убиенным новомученикам —эти богослужения стали причиной перевода обоих священнослужителей в другие храмы епархии в 1951 году. На этом настоял уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР по Ленинградской области А.И. Кушнарев.

В 1951 году уполномоченный писал в отчете: «В городе Ленинграде на Смоленском кладбище появилась могила т.н. «сорока мучеников». По распространившимся среди верующих антисоветским высказываниям это могила «сорока священников, замученных большевиками» …

Могила «сорока мучеников» без ограды, на которой были поставлены три деревянных креста и рядом с ней построена скамеечка для сидения». Уполномоченный назвал «антисоветскими» и «шарлатанскими» действия тех, кто оберегал и благоустраивал место погребения сорока мучеников и обвинил двух священников прихода храма Смоленской иконы Божией Матери — Михаила Гундяева и Бориса Тихонравова — в том, что они не «никаких мер к разоблачению религиозного шарлатанства не предпринимали».

Под жестким давлением уполномоченного по делам РПЦ митрополит Григорий был вынужден подписать резолюцию, осуждающую появление на Смоленском кладбище новых мест поклонения, и запретил служить панихиды на могиле сорока мучеников.

За панихиды на могиле сорока мучеников по указу митрополита Григория от 25 августа 1951 года священник Михаил Гундяев был переведен в штат Спасо-Преображенского собора, где с 30 апреля 1953 года стал исполнять обязанности помощника настоятеля по богослужебной части. Священник Борис Тихонравов был переведен в Свято-Троицкую церковь во Всеволожске. Прихожане в ответ написали ходатайство Патриарху Алексию об оставлении отцов Михаила и Бориса в храме Смоленской иконы Божией Матери, но митрополит Григорий 30 декабря 1951 года утвердил перемещения.

Прихожане Смоленского прихода вопреки всем запретам и угрозам сохранили могилу сорока мучеников и вот уже более 70 лет оберегают это святое место. На народные средства здесь провели благоустройство — облицевали площадку плиткой, окантовали захоронения отделочным камнем и установили подсвечники. Здесь всегда много паломников. И всегда звучит молитва: «Святые сорок мучеников, молите Бога о нас!»

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Камская, 24Б.
Метро: Приморская, Василеостровская, Спортивная.

Поделитесь этой статьей