Рим, Вечный город, украшен множеством памятников, но Триумфальная арка Константина (итал. Arco di Costantino) занимает среди них особое место. Возведенная в 315 году н. э., она ознаменовала десятилетие правления императора Константина и его победу в битве у Мульвийского моста (312 г. н. э.), положившей конец гражданской войне и вернувшей Риму долгожданный мир — «Римский мир» (лат. Pax Romana).
В отличие от других триумфальных арок, украшенных новыми рельефами, Константин выбрал иной путь: он украсил свою арку элементами, взятыми с более древних памятников — эпох Траяна, Адриана и Марка Аврелия. Это не случайно: таким образом император подчеркивал связь с великими предшественниками, укрепляя свою власть и легитимность.
Но этот выбор также говорит о другом: Рим уже не был прежней столицей империи (вскоре ее центр переместится в Константинополь), и город больше не располагал искусными мастерами, способными создать столь масштабный памятник с нуля. Арка стала своеобразным символом заката Западной Римской империи.

История арки: победа, изменившая мир
28 октября 312 года н. э. император Константин разгромил своего соперника Максенция в битве у Мульвийского моста. Легенда гласит, что накануне сражения Константину явилось знамение — крест на небе с надписью «Сим победиши». Хотя сам он официально принял христианство лишь перед смертью, эта победа стала поворотным моментом в истории Рима.
Сенат почтил триумф Константина, воздвигнув грандиозную арку — к 10-летию его правления. Но здесь кроется парадокс: по римским традициям, триумфальные арки строили в честь побед над внешними врагами, а не в гражданских войнах. Однако Максенция представили как «тирана», что позволило нарушить правило.
Торжественное открытие арки состоялось в 315 году, в честь десятилетия правления императора. Место для арки выбрано не случайно: она стоит между Палатином и Целием, на античном Триумфальном пути, который завершался у Колосса Нерона (переделанного в статую бога Солнца) рядом с Колизеем.
Арка Константина — одна из трех сохранившихся триумфальных арок Рима (наряду с аркой Тита и аркой Септимия Севера). Любопытно, что, как и арка Тита, она почти не упоминается в античных источниках — основные сведения мы черпаем из длинной посвятительной надписи, высеченной на аттике с обеих сторон.
Судьба арки сквозь века
- В XII веке арка стала частью крепости рода Франджипани.
- В XV–XVI веках ее начали реставрировать, а в 1733 году восстановили утраченные части.
- Рядом когда-то находилась «Мета Суданс» (Meta Sudans) — огромный фонтан эпохи Флавиев в форме цирковой меты (конусообразного столба), разрушенный в 1930-х при строительстве улицы Виа деи Трионфи (Via dei Trionfi). Фонтан снесли в 1930-х при Муссолини.
- В 1530 году Лоренцино Медичи (прозванный «Лорензаччо») был изгнан из Рима за то, что отрубил головы нескольким фигурам на рельефах арки «ради забавы». Часть из них восстановили лишь в XVIII веке.
- В 1960 году, во время Олимпиады в Риме, арка стала финишем марафона, который босоногий эфиоп Абебе Бикила выиграл с феноменальным результатом!
Почему ее стоит увидеть?
Триумфальная арка Константина — это не просто памятник. Это:
- Символ перехода от античности к Средневековью.
- Уникальный пример «рециклинга» в древности — повторного использования старых материалов.
- Великолепный обзор римского искусства за 200 лет в одном сооружении.
- Идеальная точка для фото — рядом Колизей, Палатин и Римский форум!
Ее уникальность — в «рециклинге» античных памятников:
- Рельефы времен Траяна (II век) — изображения победоносных битв с даками.
- Медальоны эпохи Адриана (II век) — сцены охоты и жертвоприношений.
- Панели Марка Аврелия (II век) — эпизоды германских кампаний.
Почему использовали старые детали? К IV веку Рим уже терял статус столицы (Константинополь стал новым центром), и искусство переживало упадок. Арка стала «коллажем» из прошлого, демонстрируя связь Константина с великими предшественниками.

Архитектура Триумфальной арки Константина: шедевр древнего Рима
Конструкция и материалы
Эта величественная арка, возвышающаяся на 21 метр (включая аттик), впечатляет своими размерами: ширина достигает 25,7 метра, а глубина — 7,4 метра. Центральный пролет (форнекс) имеет ширину 6,5 метра и высоту 11,45 метра — через него когда-то проходили триумфальные процессии.
Это самая большая из сохранившихся триумфальных арок Рима, расположенная на Священной дороге (Via Triumphalis), по которой когда-то проходили победоносные шествия римских полководцев.
Основание пилонов выполнено из массивных мраморных блоков, в то время как аттик (верхняя часть с внутренним помещением) построен из кирпича и бетона, облицованного мрамором. Любопытно, что для строительства использовались переработанные материалы: разнородные белые мраморы и декоративные элементы более древних памятников.
Архитектурные особенности
Арка Константина вдохновлена стилем арки Септимия Севера на Римском форуме:
- Три пролета, обрамленные колоннами на высоких пьедесталах.
- Декор включает скульптурные композиции, такие как Виктории (богини победы) в парусах центрального свода — еще один отсыл к северианскому прототипу.
Детали декора: смесь эпох
- Карниз собран из фрагментов антониновской эпохи (II в.), дополненных константиновскими копиями.
- Капители колонн — коринфские, также заимствованные из более ранних построек, а их основания выполнены из редкого желтого античного мрамора.
- Архивольты центрального свода и гладкие элементы (фризы, архитравы) созданы уже при Константине и отличаются упрощенными линиями.
История в камне
Некоторые детали, например, обрамление центрального пролета, относятся еще к эпохе Домициана (I в.), но были переработаны. А вот пилястры (плоские колонны) частично заменены во время реставрации XVIII века.
Почему это интересно туристам?
Арка Константина — это своеобразный «коллаж» из разных эпох: здесь слились стили Антонинов, Северов и самого Константина. Она не просто памятник победы, а наглядный урок римской архитектурной практики, где ресайклинг (повторное использование материалов) был обычным делом. Присмотритесь к деталям — и вы «прочитаете» слои истории!
Совет: сравните ее с аркой Септимия Севера неподалеку — увидите, как римляне развивали традиции.

Надписи на Арке Константина: загадки истории
В центре аттика арки красуется величественная латинская надпись, посвященная императору Константину. Это одна из самых обсуждаемых латинских надписей Рима.
Сенат и народ Рима посвятили этот триумфальный монумент императору, желая снискать его милость и увековечить победу над тираном Максенцием в 312 году.
Оригинальный текст гласит:
IMP(eratori) CAES(ari) FL(avio) CONSTANTINO MAXIMO P(io) F(elici) AUGUSTO S(enatus) P(opulus) Q(ue) R(omanus) QUOD INSTINCTU DIVINITATIS MENTIS MAGNITUDINE CUM EXERCITU SUO TAM DE TYRANNO QUAM DE OMNI EIUS FACTIONE UNO TEMPORE IUSTIS REM PUBLICAM ULTUS EST ARMIS ARCUM TRIUMPHIS INSIGNEM DEDICAVIT.
«Императору Цезарю Флавию Константину Великому, Благочестивому, Счастливому, Августу — Сенат и народ Рима посвятили эту арку в знак триумфа, ибо по Божественному вдохновению и величию духа он со своим войском в справедливой битве освободил государство от тирана и всей его клики, отомстив за республику в один великий миг».
Особый интерес вызывает фраза «по Божественному вдохновению» (instinctu divinitatis). Ученые веками спорят, что именно скрывается за этими словами. Связано ли это с христианской верой Константина?
Историк Евсевий Кесарийский писал, что перед битвой у Мульвийского моста императору явился знак креста. Однако надпись на арке намеренно двусмысленна: в те годы Константин, хоть и благоволил к монотеизму (видя в нем идеологическую опору власти), еще сохранял нейтралитет между христианством и культом «Непобедимого Солнца» (Sol Invictus). Эта двусмысленность — не случайность, а тонкий политический расчет.
Константин: между Христом и Солнцем
Языческая версия
На арке нет ни одного христианского символа, зато присутствуют изображения бога Солнца — Sol Invictus («Непобедимое Солнце») и богини Луны Дианы. Для римлян это было привычно: император получал власть «с небес», а Солнце символизировало его непобедимость.
Христианская версия
Историк Евсевий Кесарийский связывает победу у Мульвийского моста с видением креста и знаменитой надписью «In hoc signo vinces» («Сим победиши»). В 313 году Миланский эдикт легализовал христианство, но сам Константин крестился лишь на смертном одре.
Константин мастерски балансировал между традициями и новациями, объединяя разрозненную империю. Его арка — не религиозный манифест, а памятник политической гениальности.
Загадка символов
До принятия христианства Константин открыто поклонялся Солнцу. На монетах 310 года он изображен рядом с Sol Invictus («Непобедимое Солнце») и подписью «Soli Invicto Comiti» («Солнцу, непобедимому спутнику»). Даже посмертные чеканки сохранили солнечную символику — например, квадригу на реверсе.
- Сохранены сцены жертвоприношений Юпитеру и другим богам (в медальонах эпохи Адриана).
- В боковых пролетах — бюсты языческих божеств.
Интересный факт: культ Солнца, введенный императором Аврелианом в 274 году, был монотеистическим «конкурентом» христианства. Оба учения говорили о «небесном свете», но Константин в итоге сделал выбор в пользу новой веры.
Новые рельефы (IV век) отличаются упрощенным стилем — фигуры становятся более схематичными, что предвещает средневековое искусство. Для одних это признак упадка, для других — рождение новой эстетики.

Другие надписи: триумф и юбилеи
На внутренних стенах центрального пролета высечено:
- «LIBERATORI VRBIS» («Освободителю города»)
- «FVNDATORI QVIETIS» («Основателю спокойствия»)
Над боковыми арками (северный и южный фасады):
- «VOTIS X · VOTIS XX» и «SIC X · SIC XX» — намек на десятилетие (decennalia) и ожидание двадцатилетия (vicennalia) правления Константина.
Эти строки — не просто хвала, а отражение римской традиции: арка служила «каменной летописью», связывающей победы императора с божественной волей и юбилеями власти.
Музей под открытым небом
Арку можно назвать уникальным собранием римской скульптуры:
- Рельефы времен Траяна изображают победы над даками.
- Круглые медальоны эпохи Адриана — сцены охоты и жертвоприношений.
- Панели периода Марка Аврелия рассказывают о войнах с германцами.
- Фигуры пленных даков (из форума Траяна) украшают аттик.
- Лица всех императоров на рельефах были переработаны, чтобы напоминать Константина, подчеркивая его величие.
Рельефы арки Константина: символы власти и наследия
Декоративное убранство арки Константина — это настоящий исторический палимпсест, где слои разных эпох сливаются в единый пропагандистский шедевр. Вот как устроена эта «каменная летопись»:
Верхний ярус (аттик)
- На длинных сторонах арки доминирует грандиозная надпись, обрамленная парными рельефами эпохи Марка Аврелия.
- На коротких сторонах — плиты с фризами времен Траяна (часть из них также украшает свод главного пролета).
- Между колоннами — статуи даков из темно-фиолетового мрамора (тоже траяновского периода), словно охраняющие триумф императора.
Средний ярус
- Над малыми арками по бокам — медальоны эпохи Адриана, некогда обрамленные пурпурным порфиром.
- На торцах арки к ним добавлены два медальона времен Константина, созданные специально для гармоничного завершения композиции.
- Ниже тянется длинный фриз с барельефами, высеченными при Константине. Он опоясывает арку по всему периметру, связывая прошлое и настоящее.
Дополнительные элементы
- Над арками — аллегорические фигуры (Победы и Речные божества).
- На основаниях колонн — барельефы с военными трофеями.
Почему здесь столько «старых» рельефов?
Константин не просто использовал фрагменты древних памятников — он создал идеологический манифест. Включив изображения «добрых императоров» II века (Траяна, Адриана, Марка Аврелия), он подчеркнул:
- Свою преемственность от этих легендарных правителей (особенно важно после победы над Максенцием, который был популярен в Риме).
- Возрождение «золотого века» империи — ведь Константин позиционировал себя как восстановителя порядка.
Любопытные детали:
- Головы на старых рельефах переделывали, придавая им черты Константина (некоторые даже получили нимб — символ императорского величия, позже заимствованный христианством).
- В медальонах Адриана сценам жертвоприношений могли придать черты Лициния или Констанция Хлора — соратников Константина.
- Симметрия и символика: на южной (внешней) стороне арки преобладают военные сцены, на северной (обращенной к городу) — мирные, подчеркивая дихотомию «война и мир».
Великий Траянов фриз и даки на аттике
На арке повторно использованы восемь плит одного грандиозного фриза высотой около 3 метров, выполненного из пентелийского мрамора (греческого). Соединенные попарно, они образуют четыре рельефных панели, расположенные на боковых стенах центрального пролета и коротких сторонах аттика. Фриз изображает подвиги императора Траяна во время завоевания Дакии (102–107 гг. н. э.) и, вероятно, был перенесен сюда с Форума Траяна.
Изначально фриз был длиннее, но часть плит утеряна, а их фрагменты сегодня хранятся в Лувре, Антиквариуме Римского Форума и музее Боргезе. Точная первоначальная длина и расположение фриза до сих пор вызывают споры. На арке все изображения Траяна были переработаны в портреты Константина. Однако в Музее римской цивилизации в Риме можно увидеть гипсовые копии плит, собранные в изначальной композиции.
Фриз на арке (если смотреть справа налево) изображает:
- Взятие дакийского селения: римская кавалерия и пехота гонят пленных, а на заднем плане солдаты демонстрируют отрубленные головы варваров на фоне хижин.
- Атаку конницы под предводительством самого Траяна, за которым следуют знаменосцы и трубачи.
- Триумфальное возвращение императора в Рим: его венчает Виктория, а персонификация Доблести (или богиня Рома в амазонском облачении) ведет его к городу.
Даки легко узнаваемы по своим традиционным одеждам, и стиль фриза часто сравнивают с рельефами Колонны Траяна. Некоторые исследователи даже предполагают, что над обоими памятниками работал один мастер, хотя здесь нет строгой хронологии событий — только символическое прославление императора.
Стиль фриза можно назвать «барочным» — композиция насыщенная, с резкими светотеневыми контрастами и динамичными фигурами, словно «парящими» в пространстве (головы, деревья, копья).
Также с Форума Траяна происходят восемь статуй дакийских пленников из паросского мрамора, украшающие аттик арки. Их головы и руки (а одна фигура целиком) были восстановлены в 1742 году скульптором Пьетро Браччи.

Медальоны эпохи Адриана
Над боковыми пролетами арки, на обеих фасадах, расположены восемь круглых рельефов высотой более 2 метров, созданных при императоре Адриане. Они попарно вставлены в прямоугольные ниши, изначально облицованные порфиром.
Их связь с Адрианом подтверждают:
- Стилистические особенности.
- Частое изображение Антиноя — юноши, любимца императора (он присутствует как минимум в трех медальонах).
Сцены чередуются:
- Охота (на медведя, кабана, льва, а также выезд на охоту).
- Жертвоприношения языческим богам (каждое связано с предыдущей сценой охоты).
Как и в случае с Траяновым фризом, головы Адриана были переделаны:
- В жертвенных сценах — в портреты Константина (с добавлением нимба, символа императорского величия).
- В сценах охоты — в изображения Лициния или Констанция Хлора (на южном фасаде).
Происхождение медальонов остается загадкой:
- Возможно, они украшали памятник Антиною на Палатине.
- Менее вероятно — храм Божественного Траяна или арку при входе в него.
- Есть даже гипотеза, что они изначально находились на этой самой арке, которая могла быть построена при Адриане, а затем переделывалась при Константине.
Дата создания: 130–138 гг. н. э.
Современное расположение медальонов (отличается от первоначального):
Южный фасад:
- Выезд на охоту / Жертвоприношение Сильвану.
- Охота на медведя / Жертвоприношение Диане.
Северный фасад:
- Охота на кабана / Жертвоприношение Аполлону.
- Охота на льва / Жертвоприношение Гераклу.
В сценах императора сопровождают 2–3 персонажа (всадники или пешие). Композиции выдержаны в духе эллинистического искусства — с лаконичным фоном (деревья, арка как символ начала пути).
В отличие от динамичного Траянова фриза, здесь царит сдержанная гармония. Тема охоты, которую Адриан вернул в моду, отсылает к героизации правителя в традициях Александра Македонского. А вот смысл четырех жертвоприношений до конца не ясен — возможно, это дань римским культам, связанным с природой.
Этот уникальный ансамбль рельефов позволяет проследить, как римское искусство эволюционировало от эпического повествования Траяновой эпохи к более камерному и символическому стилю Адриана.
Панели Марка Аврелия: каменная летопись империи на арке Константина
Над главной надписью арки Константина вы увидите восемь прямоугольных рельефов (высотой более 3 метров), изображающих различные эпизоды деяний императора Марка Аврелия против квадов и маркоманов (окончательно разбитых в 175 году). Представьте себе каменные «кадры» его военных походов и триумфов.
Возможно, к этой же серии относятся еще три аналогичных рельефа по размерам, но с некоторыми стилистическими различиями, ныне выставленные в Палаццо деи Консерватори. В любом случае, общий сюжет деяний и неизменное присутствие позади императора фигуры, обозначенной как зять и, в течение определенного времени, предполагаемый преемник Марка Аврелия, Тиберий Клавдий Помпеян, склоняют к мнению об общем происхождении рельефов.
Современный порядок рельефов на арке следующий (на основе реконструкции Маркоманнских войн):
Южная сторона арки (обращена к Колизею): военные сцены
- Rex Datus (Назначение Царя): Марк Аврелий, сопровождаемый Помпеяном, представляет группе варваров нового даннического царя, подчиненного ему; Помпеян позади него, на заднем плане видны походное здание и, позади варваров, аквилиферы со знаменами.
- Captivi (Пленники): Марк Аврелий и Помпеян, на невысоком трибунале в присутствии солдат со знаменами, выносят приговор варварскому князю (с густыми вороновыми волосами), которого подталкивают к ним со связанными за спиной руками; на заднем плане изображено дерево. Любопытно, что солдаты, сопровождающие пленников, судя по символам на щитах, принадлежат, по-видимому, к легиону I Adiutrix (расквартированному в Бригеционе во времена Марка Аврелия) или к легиону II Adiutrix (расквартированному в Аквинке).
- Adlocutio (Обращение к войскам): Император вдохновляет солдат перед битвой! Он произносит речь с помоста (suggestum), а верный Помпеян стоит за его спиной. Чувствуете напряжение перед сражением?
- Lustratio (Жертвоприношение): Торжественный и таинственный обряд. Марк Аврелий, облаченный в ритуальную тогу, совершает суоветаурилию (suovetaurilia) — жертвоприношение свиньи, овна и быка. Его окружают солдаты со знаменами (signiferi) и трубачи (tubicini). Помпеян снова здесь, между двумя знаменосцами с орлами. Молитва о победе и очищении войска.
Северная сторона арки (обращена к Форуму): мир и триумф
- Adventus (Прибытие в Рим): Триумфальное возвращение! Марка Аврелия встречают как героя. Над его головой парит Победа (Виктория) с венком. Его приветствуют сами боги Марс (Бог Войны) и Виртус (Доблесть) у Триумфальных ворот. На заднем плане — храмы Священной зоны Сант-Омобоно: Матер Матута и Фортуна Редукc (Возвращающая). Ощутите ликование Рима!
- Profectio (Отъезд из Рима): Император, облаченный для похода, покидает Рим. Его провожают Гений Сената и Гений Римского Народа (слева) и солдаты со знаменами (справа). У ног — персонификация Дороги, словно приглашающая его в путь. За его спиной угадываются Триумфальные ворота. Присмотритесь — за головой императора виден профиль Помпеяна.
- Liberalitas (Щедрость): Император в тоге восседает на курульном кресле на высокой платформе. Он раздает деньги (congiarium) народу! Слева помощник готовит монеты, справа, возможно, префект города. На ступенях позади — Помпеян и, вероятно, другой зять императора. Внизу — оживленная толпа римлян всех возрастов. Обратите внимание на мужчину с ребенком на плечах и фигуру, оглядывающуюся назад — мастерство скульптора оживляет сцену! Представьте шум и радость толпы.
- Clementia (Клеменция) или Submissio (Покорность): Итог побед — великодушие Рима. Император, с Помпеяном позади, находится на высоком подиуме перед солдатами и аквилиферами со знаменами (signa) и жестом милосердия (clementia) освобождает варварского князя, который защищает юного сына, положив руку ему на плечо. Солдаты и знаменосцы стоят поодаль. Сцена демонстрирует не только силу, но и милосердие Рима.
Загадки камня: откуда эти шедевры?
Эти 8 (а возможно, изначально было 12) рельефов — не родные для арки Константина. Их связывают с праздничным комплексом, воздвигнутым в честь императора его сыном Коммодом на Марсовом поле, от которого сегодня осталась колонна Антонина (Колонна Марка Аврелия) и которому, возможно, принадлежала и знаменитая бронзовая конная статуя Марка Аврелия, позднее установленная Павлом III в центре площади Капитолия в 1538 году.
Порядок панелей в оригинальном памятнике отличался от нынешнего на арке, где рельефы были размещены не столько в повествовательном порядке, сколько по разделению двух фасадов на темы войны (юг) и мира (север), стремясь также к общему эффекту, как, например, в сопоставлении эпизодов отъезда (Profectio) и прибытия (Adventus), которые представляли таким образом непрерывный фон зданий.
Панели, приписываемые так называемому «Мастеру Деяний Марка Аврелия», относятся к наиболее значительным произведениям поворота в искусстве эпохи Коммода: в этих работах пространство задумано так, чтобы быть совместимым с точкой зрения наблюдателя, а элементы рельефа расположены так, как будто между ними действительно циркулирует атмосфера (как у знамен, свисающих перед фоновыми архитектурными сооружениями), согласно пространственности, не существовавшей в греческом мире и опробованной в Риме уже на рельефах Арки Тита, хотя и менее последовательно.
Анонимный художник владел эллинистической техникой, от канонов которой, однако, не отходил, приспосабливая ее к новым формальным ценностям, типично римским. В его рельефах присутствует также благочестие (pietas) и сопереживание участи побежденных (как на колонне Траяна): показателен групповой рельеф VII, где изображен молящий и немощный варварский вождь, поддерживаемый юношей.
Сцены носят почетный, а не триумфальный характер, поскольку Сенат не установил триумф для императора по возвращении из кампаний 171-172 годов; на основе анализа изображенных сцен рельефы датируются 173 годом и даже описывают будущие события, воображаемые сенаторами, как сцена Либералитаса (Liberalitas), которая фактически не состоялась.
В рельефах являются результатом реставрации восемь голов императора (Константина), а также другие недостающие головы персонажей, выполненные в 1742 году скульптором Пьетро Браччи.

Круглые медальоны (Тондо) времени Константина: Солнце и Луна
На боковых сторонах арки — два впечатляющих медальона, высеченных специально для нее при Константине:
- Восточная Сторона (к Колизею): Восход Солнца (Sol Invictus / Аполлон). Бог Солнца на колеснице (quadriga) выезжает из Океана. В руках — шар (власть над миром). Его встречает Гений Утра (Cautes) с поднятым факелом.
- Западная Сторона (к Ватикану): Закат Луны (Луна / Диана). Богиня Луны на колеснице (biga) погружается в Океан. Ее провожает Гений Вечера (Cautopates) с опущенным факелом (увы, факелы не сохранились).
- Космический Масштаб: Эти образы восхода и заката, заимствованные из иконографии культа Митры, помещают победы Константина в вечный ритм космоса. Они также создавали диалог с гигантской статуей Нерона-Солнца (Колоссом), когда-то стоявшей рядом.
Фриз Константина
Заголовки сцен фриза: «Profectio», «Obsidio», «Proelium», «Ingressus», «Oratio», «Liberalitas».
Прямо под медальонами Адриана и над боковыми арками тянется непрерывный фриз (высотой около 1 м), созданный при Константине. Это — его личный «фильм» о победе над узурпатором Максенцием в 312 г. и вхождении в Рим. Начинается он на западной стороне и идет против часовой стрелки:
- Profectio (Отъезд из Милана): Константин на колеснице (quadriga) покидает Милан. Впереди — войска, включая экзотических dromedarii (верблюжьих всадников) и солдат со статуэтками Непобедимого Солнца (Sol Invictus) и Победы (Victoria) — ключевые символы его веры.
- Obsidio (Осада Вероны): Штурм города. Константин (его венчает Виктория) руководит атакой. Видны римские легионеры, солдаты с рогатыми шлемами (cornuti) и мавританские лучники. На стенах — отчаянно защищающиеся преторианцы Максенция. Один из них падает вниз головой — драма в камне!
- Proelium (Битва у Мульвийского моста): Решающее сражение. Римские войска Константина во главе с Виртусом и Викторией переходят Тибр по Мульвиеву мосту. Воды реки поглощают преторианцев Максенция. Мавританские лучники добивают утопающих. Трубачи (tubicines) звучат победный сигнал. Смотрите — в углу выглядывает сам Тибр!
- Ingressus (Въезд в Рим): Триумфальное шествие 29 октября 312 года. Константин на колеснице въезжает в городские ворота. Его встречают как освободителя. Обратите внимание на разнообразие войск: конница, пехота, знаменосцы.
- Oratio (Речь на Рострах): Император обращается к народу с Ростр на Римском Форуме. На заднем плане узнаются базилика Юлия, арки Тиберия и Септимия Севера. Фигура Константина (к сожалению, повреждена) огромна и фронтальна, как икона. По бокам — статуи его великих предшественников Адриана и Марка Аврелия. Толпа изображена в странной «опрокинутой перспективе», развернутой к зрителю.
- Liberalitas (Раздача денег народу): 1 января 313 года Константин щедро одаривает народ. Сцена — шедевр иерархии! Император на троне намного больше всех остальных, подчеркивая его сакральный статус. Чиновники в лоджиях регистрируют выплаты. Толпа внизу изображена с поднятыми руками. Перспектива снова «опрокинута», чтобы показать как можно больше людей.
Стиль Фриза: Революция в Искусстве
Фриз Константина — это резкий разрыв с классическим прошлым:
- Иерархия: Размер фигуры = ее важность. Император — самый большой, как в будущем в средневековом искусстве.
- Символизм: Реализм уступает место ясному посланию. Фронтальность Константина придает ему статус божества.
- Пространство: Перспектива исчезает. Здания Форума выстроены в линию, люди «развернуты» к зрителю.
- Массовость: Сцены переполнены людьми, индивидуальность уходит на второй план.
- Техника: Глубокие высверленные линии (трепан) создают резкие тени. Большие, широко раскрытые глаза, жесткие контуры.
- Значение: Это не «упадок», а рождение нового языка — искусства Поздней Античности, предвестника византийского и средневекового стиля. Оно отражает изменения в обществе и приход к власти элит из провинций.
Другие рельефы Константиновой эпохи
Арка украшена и другими рельефами IV века:
- На фасаде: Виктории (пишущие на щитах или держащие пальмовые ветви) и трофеи с пленными варварами восточными и северными.
- На боковых сторонах боковых пролетов: Пленных северных и восточных варваров поодиночке или с римскими солдатами.
- Бюсты императоров и богов в боковых проходах.
- На боковых сторонах центрального пролета: Солдат с «signa» (знаменами) или Непобедимое Солнце (Sol Invictus) и Виктория.
- Восемь бюстов на плитах, вмурованных в кладку боковых проходов (сохранились не все), с императорскими портретами и фигурами божеств.
- Крылатые Виктории с трофеями и Гении Времен года в парусах (треугольных остаточных пространствах) центрального пролета.
- Персонификации рек в парусах боковых пролетов.
- Скульптуры замковых камней арки с изображениями божеств: на боковых пролетах — Марс, Меркурий, Гений римского народа (Genius populi Romani); на центральном пролете — Рома и Покой Государства (Quies Rei Publicae).
Хотя эти фигуры выполнены в более классическом стиле, чем фриз, в них тоже чувствуется некоторая условность и «усталость» традиции по сравнению с энергией тетрархического искусства.
Арка Константина — это уникальный музей под открытым небом. Она объединяет шедевры искусства разных эпох: эпохи Адриана (охотничьи тондо), эпохи Марка Аврелия (исторические панно) и эпохи самого Константина (фриз и медальоны Солнца/Луны).
Пройдите под ее сводами, вглядитесь в детали — и вы буквально прочитаете каменную книгу величия, войны, милосердия и смены эпох в сердце Вечного Города. Не пропустите трогательные детали вроде ребенка на плечах отца (Liberalitas Марка Аврелия) или падающего солдата при осаде Вероны — они оживляют древнюю историю!
Другие римские арки: триумфы в камне
Арка Тита (81–96 гг. н.э.)
Возведена в честь победы над Иудеей. На барельефах — трофеи из Иерусалимского храма, включая менору. Лаконичный дизайн — эталон римской гармонии.
Арка Септимия Севера (203 г. н.э.)
Прославляет победы над парфянами. Любопытная деталь: имя сына императора, Геты, стерто по приказу его брата Каракаллы, убившего соперника.
Читайте также: Триумфальная арка Септимия Севера: величие и тайны Рима
Арка Януса (IV в. н.э.)
Не имеет отношения к двуликому божеству — это просто перекресток у Форума. А вот Арка Друза (9 г. до н.э.) и Арка Нерона (62 г. н.э.) сохранились лишь в упоминаниях.
Цифры: Согласно древним каталогам, в Риме было 36 арок! Большинство канули в Лету, но даже руины рассказывают истории триумфов, заговоров и божественных провидений.
Советы туристам
- Где искать? Арка Константина — между Колизеем и Палатином. Арка Тита — вход в Форум.
- Обратите внимание на детали: солнечные символы на монетах в музеях, следы Мета Суданс у Колизея.
- Легенда: Говорят, если встать под аркой Константина в полдень, тень откроет «знак» — попробуйте угадать, христианский крест или солнечные лучи?
- Почему это важно: Последний великий триумфальный памятник Западной Римской империи, соединивший в себе славу прошлого и новые веяния эпохи.
Лучшее время для посещения — раннее утро или закат, когда золотистый свет подчеркивает детали рельефов, а толпы туристов еще (или уже) не так многочисленны. Не пропустите этот шедевр на пути к Колизею! Обратите внимание на медальоны с охотой (северная сторона) и статуи даков из форума Траян. Они словно «охраняют» арку уже 18 веков.
Рим — город, где камни говорят на языке богов и императоров. Каждая надпись — зашифрованное послание, а каждый спор историков — повод задуматься: что же хотел сказать Константин?
Адрес: Италия, Рим, Piazza del Colosseo.