Темпио Малатестиано (итал. Tempio Malatestiano), также известный как Храм Сиджизмондо Пандольфо Малатеста, правившего Римини с 1432 по 1468 год, является одной из самых знаменитых достопримечательностей города.
Возведенный в XV веке, этот храм считается выдающимся образцом итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Он стал первым архитектурным проектом Леона Баттисты Альберти — одной из ключевых фигур в истории итальянской архитектуры и автора знаменитого труда «De re aedificatoria», первого печатного издания, посвященного архитектуре Возрождения.
Это здание — обязательный пункт посещения для любого туриста, приезжающего в Римини. Храм привлекает внимание необычным сочетанием классического фасада и готических интерьеров, создающих уникальный контраст.

Темпио Малатестиано был построен на месте церкви Санта-Мария-ин-Тривио, а позднее — церкви Сан-Франческо, существовавшей с XIII века. Внутри церкви когда-то находились росписи, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней, за исключением «Распятия» Джотто — единственной работы мастера в Римини, созданной в начале XIV века. Рядом с храмом располагались монастырь и кладбище, где были захоронены члены семьи Малатеста.
Сиджизмондо Пандольфо Малатеста воплотил мечту о создании величественного храма, который остался незавершенным после его смерти, собрав, как в большом ковчеге, воспоминания о своей семье.
Работы над храмом начались в 1447 году и включали создание двух часовен-усыпальниц для самого Сиджизмондо и его третьей жены, Изотты дельи Атти. Позже правитель решил полностью перестроить старую церковь, доверив этот амбициозный проект Леону Баттисте Альберти. Архитектор вдохновился римскими традициями, что особенно заметно в фасаде и боковых частях здания, которые перекликаются с такими памятниками Римини, как арка Августа и мост Тиберия.
Альберти взялся за преобразование бывшей францисканской церкви в величественный мавзолей, черпая вдохновение в гармоничных формах классической архитектуры. Например, две центральные колонны, устремленные вверх, поддерживают гипотетическую арку, которая, вероятно, была навеяна аркой Августа, расположенной неподалеку от храма.
К сожалению, проект так и не был завершен, и результат сильно отличался от первоначального замысла Альберти. Фасад и купол, вдохновленные базиликой Сан-Марко в Венеции, остались лишь на бумаге. Папа Пий II Пикколомини, резко критиковавший архитектурный стиль Альберти, особенно в контексте религиозного сооружения, настоял на прекращении работ.
Единственным напоминанием о грандиозном замысле Альберти осталась памятная медаль Сиджизмондо Пандольфо Малатеста, созданная Маттео де Пасти. На ней изображен проект храма таким, каким он должен был стать.
Несмотря на незавершенность, Темпио Малатестиано все же демонстрирует баланс и гармонию, характерные для античных канонов, которые Альберти подробно описал в своем трактате «De re aedificatoria». Даже в своем нынешнем виде здание остается впечатляющим примером архитектурного мастерства эпохи Возрождения.
Снаружи храм Малатеста украшают две округлые боковые арки, обрамленные композитными колоннами, а центральная арка, выделяющая входной портал, декорирована изысканной отделкой из полихромного мрамора.
Изначально боковые арки планировалось сделать более глубокими, чтобы разместить в них саркофаги Сиджизмондо и его возлюбленной Изотты, однако в итоге гробницы были перенесены во внутренние часовни.
С правой стороны здания до сих пор можно увидеть модель повторяющейся арки, выполненной в стиле римских акведуков, а в боковых арках находятся саркофаги знатных представителей двора Малатеста.
Храм стоит на мощном основании из истрийского камня, украшенном барельефами, среди которых особенно выделяются гирлянды — символы двора Малатеста.
Вдоль фриза фасада проходит латинская надпись, прославляющая Сиджизмондо как покровителя и подчеркивающая вотивный характер здания: «SIGISMVNDVS PANDVLFVS MALATESTA PANDVLFI F.V. FECIT ANNO GRATIAE MCCCCL» («Сиджизмондо Пандольфо Малатеста, сын Пандольфо, воздвиг это в год Благодати 1450»).
Особенно примечателен контраст между внешним обликом храма, вдохновленным классическим искусством, и его интерьерами, выполненными в готическом стиле по проекту Маттео де Пасти.
Внутреннее пространство, состоящее из одного нефа, выделяется высокими стрельчатыми арками, богато украшенными декоративными элементами, и шестью боковыми часовнями.
Темы, затронутые в убранстве храма, открывают широкий простор для интерпретаций: от романтической истории любви Сиджизмондо и Изотты до глубоких философских размышлений.
Среди часовен особенно выделяется Часовня Планет, названная так благодаря барельефам, изображающим планеты и знаки зодиака. Под знаком Рака (зодиакальный знак Сиджизмондо) можно увидеть панораму Римини той эпохи.
В Часовне предков находится один из шедевров Агостино ди Дуччо — «Ковчег предков и потомков», созданный по замыслу Сиджизмондо, чтобы объединить останки его предков.
В келье реликвий хранится фреска Пьеро делла Франческа, на которой изображен правитель Римини, молящийся перед святым Сиджизмондо. Изображение Сиджизмондо в профиль очень похоже на «Портрет Сиджизмондо Малатеста», также написанный Пьеро делла Франческа, предположительно в тот же период и в настоящее время хранящийся в Лувре в Париже.
В Часовне Ангелов, или Изотты, находится гробница Изотты и распятие, написанное на дереве, приписываемое Джотто и датируемое началом XIV века, когда художник жил в Римини.
Над входом в храм возвышается треугольный фронтон, украшенный геометрическими узорами из цветного мрамора.
С правой стороны, под большими арками, расположены семь саркофагов, посвященных памяти выдающихся поэтов, философов, ученых и знатных горожан Римини.



С левой стороны гробниц нет, зато здесь возвышается колокольня XVI века. Войдя внутрь, справа от входа можно увидеть гробницу самого Сиджизмондо Пандольфо Малатеста.
Темпио Малатестиано расположен недалеко от центра города, рядом с древнеримским форумом, который сейчас известен как площадь Тре Мартири (итал. Piazza Tre Martiri).
Это интересно: Храм упоминается в знаменитом романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».
Адрес: Италия, Римини, Via IV Novembre, 35.