Изначально запряженные лошадьми, трамваи быстро заняли свое место на сцене городского транспорта, начиная с XIX века. Но именно электрический привод, созданный изобретателем Вернером фон Сименсом, положил начало всемирному триумфу трамваев.
История трамвая
Трамваи медленно формировали городской ландшафт, начиная с XIX века. Все началось в США, а точнее в Нью-Йорке. В 1823 году в американском мегаполисе был запущен первый в мире трамвай — конный трамвай. В то время он соединял район Манхэттен с Гарлемом и был связующим звеном между севером и югом города.
Хотя трамвай уже ходил по рельсам, его приходилось тянуть лошадьми или мулами. В трех вагонах могли разместиться до 30 пассажиров. Вагоны были довольно комфортабельно оборудованы: с мягкими сиденьями и ковром. Помимо людей, в повозках перевозили товары и продукты питания.
Однако основным недостатком трамваев, запряженных лошадьми, было загрязнение улиц конским пометом. Кроме того, животным обычно не хватало силы на крутых подъемах. Поэтому в ходе индустриализации люди перешли на паровую тягу. Экспериментировали и с другими типами привода, такими как сжатый воздух или бикарбонат натрия, пока, наконец, не перешли на электрический привод из-за его огромной эффективности.
В 1824 году датский ученый Ханс Кристиан Эрстед открыл электромагнетизм. В 1834 году американский изобретатель Томас Дэвенпорт подал заявку на первый патент на свой электродвигатель.
Изобретатели Аньош Иштван Йедлик и Герман Георг Якоби также работали над созданием практичного электродвигателя. Когда в 1866 году немецкий инженер Вернер фон Сименс произвел электричество с помощью своего двигателя постоянного тока, был сделан решающий шаг. Впервые электрическая энергия была доступна в таких количествах и размерах, что идея электроприводов поднялась выше статуса интересной диковинки.
Сименс представил первый в мире электрический локомотив на Берлинской торговой выставке в 1879 году. С полным успехом: со всех концов света в тогдашнюю компанию Siemens & Halske посыпались запросы об инвестициях и эксплуатационных расходах на электрические железные дороги. Чтобы доказать практичность и повседневную пригодность электрического трамвая, Сименс попытался создать электрические надземные трамвайные пути на берлинских улицах Фридрихштрассе и Лейпцигер штрассе.
Однако городская администрация отказалась их строить, поэтому Сименсу пришлось переключиться на пригород, который сегодня является районом Берлина под названием Грос-Лихтерфельде. Сименс переоборудовал три конных трамвая для работы в режиме трамвайной линии.
Первый в мире электрический трамвай введен в эксплуатацию в Грос-Лихтерфельде 12 мая 1881 года. 2,5-километровая линия соединяла станцию Лихтерфельде с Главным кадетским корпусом Пруссии.
Двухосные вагоны перевозили почти 50 пассажиров с 16 сиденьями в каждом. В каждом вагоне был установлен двигатель постоянного тока мощностью десять лошадиных сил, который получал тяговый ток 180 вольт через скользящие контакты от деревянных дисковых колес с железными ободами. Вагоны развивали скорость два километра в час. Первоначально вагоны снабжались электроэнергией не по воздушной линии, а по рельсам. Паровая машина и генератор располагались рядом со станцией.
В том же году Сименс представил свое изобретение на первой международной выставке электричества в Париже. Однако в дальнейшем Сименс реализовал лишь несколько проектов электрических трамваев. Только в 1889 году, когда инженер компании Siemens Вальтер Райхель решил важную конструкторскую проблему, разработав дуговой токоприемник, электропривод стал использоваться на железных дорогах.
Интересные факты
В какой стране больше всего трамваев?
Страной с наибольшим количеством трамвайных городов является Россия, за ней следует ФРГ.
В какой стране находится самая большая трамвайная сеть в мире?
Протяженность трамвайной сети Мельбурна составляет 245 километров и 1813 остановок, что делает ее самой большой в мире. Она перевозит 206 миллионов человек в год. Сеть состоит из 27 линий, пронумерованных от 1 до 109.
Где находится самая длинная трамвайная линия в мире?
Для большинства бельгийцев это просто средство передвижения, но для многих туристов — достопримечательность: прибрежный трамвай или «Кусттрам». Трамвайная линия проходит почти вдоль всего бельгийского побережья (от де Панне до Кнокке). Длина маршрута составляет 67 километров. От де Панне на юго-западе, недалеко от французского города Дюнкерк, трамвайная линия ведет через портовые города Остенде и Зебрюгге к фешенебельному морскому курорту Кнокке-Хейст на границе с Нидерландами на севере — через большие и малые прибрежные города и всегда вдоль побережья между ними.
Где находится самая небольшая трамвайная сеть в мире?
Гмунденский трамвай — это самая небольшая трамвайная сеть в мире. Расположена в Гмундене, Верхняя Австрия, и состоит всего из одной линии протяженностью 2,3 км.
На 2,3 км пути необходимо преодолеть перепад высот в 61 м. Гмунденский трамвай является одной из самых крутых адгезионных железных дорог в мире. Трамвайная линия однопутная, с двумя стрелочными переводами, с многочисленными переездами и подъездами к домам.
Трамваи разных стран и городов: подборка фотографий
Смотрите ниже в подборке фотографий, как выглядят трамваи разных стран и городов.