Вознесенская церковь — единственный сохранившийся в городе памятник храмовой архитектуры в стиле русского барокко. В 1926 году храм закрылся, и в нем располагалась сначала школа, а затем историко-революционный музей. После долгих лет закрытия первая литургия была отслужена в 1991 году.
Вознесенский храм для Екатеринбурга — явление особенное. Он не являлся и не является Кафедральным собором, но значение его для города трудно переоценить.
Вознесенский храм стал свидетелем стремительного роста города в XVIII-XIX веках, он встречал прибывших на Урал Царственных узников и утешал их гефсиманскую скорбь своим видом и пением колоколов.
Посреди революционного разгула и советского лихолетья он возвышался над городом как свидетель Воскресшего и Вознесшегося на небеса Господа. Именно отсюда в 90-х годах XX века началось возрождение церковной жизни Екатеринбурга. Первые Крестные ходы, первые молебны на месте Ипатьевского дома, первые встречи великих святынь и великих людей.
Здесь зародились яркие просветительские начинания, которыми сегодня известна Екатеринбургская епархия. И, самое главное, множество людей, пришедших сюда в поисках Истины, обрели Ее во Христе Иисусе.
Над самой высокой горой Екатеринбурга, Вознесенской, возвышается величественная колокольня православного храма. Пережив горе и нестроения, она одним своим видом проповедует всему Уралу о Сыне Божием, Вознесшимся на Небеса и грядущем со Славою судить живых и мертвых. «Слово митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения»
Вознесенская церковь: страницы истории
Столица Урала, основанная в 1723 году, первоначально была спроектирована в виде крепости-завода на реке Исеть. Промышленный город быстро разрастался, так что в первой половине XVIII века территория, занимаемая населением, значительно расширила свои границы.
Уже к концу XVIII века были спроектированы и выстроены два храма в центральной части Екатеринбурга: Екатерининская горная церковь и Богоявленская церковь. Но для бурно развивающегося горнозаводского центра этого было недостаточно. Прихожане храма святой великомученицы Екатерины из числа жителей Мельковской слободы, не имевших своей церкви, пожелали поставить церковь в честь великого двунадесятого праздника — Вознесения Господня.
Митрополит Тобольский и Сибирский Павел послал Благословенную грамоту от 3 августа 1766 года, в которой местному протоиерею Феодору Кочневу повелевалось заложить новую церковь и приступить к ее постройке.
Храм на западном склоне горы был поставлен в мае 1770 года и освящен 19 сентября того же года в честь Вознесения Господня. Позднее окажется, что здание стояло на месте Ипатьевского дома, где 18 июля 1918 года было совершено цареубийство.
Вознесенский приход постепенно разрастался, и вскоре появилось намерение начать строительство большой каменной церкви. В связи со строительством каменного храма на Вознесенской горке, первый деревянный храм аккуратно по бревнышку перевезли на новое место и поставили на горе в восточной части заводского поселения Нижнеисетска.
В память о первом храме была поставлена каменная часовня пророка Илии. Ее можно найти на старых фотографиях дома Ипатьева. Высота часовни-памятника — два метра. Сейчас на этом месте находится деревянная часовня, освященная в честь преподобномученицы Елисаветы Феодоровны.
Тобольский епископ Варлаам в храмозданной грамоте, подписанной 28 сентября 1789 года, разрешил заложить в городе Екатеринбурге каменную церковь во имя Вознесения Господня. Над архитектурным проектом здания церкви работал петербургский архитектор Давид Висконти. Подрядчиком, наблюдавшим за строительством церкви от лица прихожан, был екатеринбургский купец Николай Красноухов.
2 сентября 1801 года освятили теплый нижний храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. На престоле Рождественской церкви располагался антиминс, подписанный Преосвященным Иоанном (Островским), епископом Пермским и Екатеринбургским. Согласно церковной описи, к 1803 году храм обладал колокольней с 7 колоколами, трапезной. В 1818 году завершена постройка верхней Вознесенской церкви.
Численность прихода продолжала увеличиваться: в I половине XIX века началась активная застройка обширных окрестностей Вознесенской горки. Появились особняки Расторгуевых-Харитоновых, владельцев Сысертских заводов, Турчаниновых-Соломирских, а также печально известный дом горного инженера Редикорцева, последним владельцем которого стал Н.Н. Ипатьев.
С 1807 по 1850 годы количество жителей города увеличилось с 10023 до 15471 человек. Число прихожан Вознесенской церкви выросло более чем на одну четверть и составило 4150 человек. В приходе, среди всех социальных групп, число мастеровых чуть превышало половину от общего числа прихожан. Оставшуюся часть составляли дворяне, офицеры, низшие воинские чины, крестьяне, а также чиновники и купцы. Потребовалось расширить храмовое здание путем пристройки с южной и северной сторон двух престольных приделов на первом и втором этажах.
В 1836 году из Главного управления путей сообщения и публичных зданий были присланы утвержденные планы строительства приделов, к исполнению которых приступил талантливый екатеринбургский архитектор, создавший облик города века, Михаил Петрович Малахов. Позднее все работы завершали соратники М.П. Малахова — архитекторы Карл Рейнгольдович Турский и Николай Шулаев.
Основная часть храма сохранила барочный облик. Была переделана шапка, венчающая основной объем, и главка над алтарной частью. Приделы были построены в стиле «официальной архитектуры», господствовавшем в николаевское время. И до сих пор фирменная Малаховская лестница служит, гармонично соединяя прежние и новые объемы храма.
Придел на первом этаже северного пристроя был освящен 6 июня 1848 года в честь святителя Митрофана Воронежского. Благовещенский придел на первом этаже южного пристроя освящен 23 сентября 1852 года.
Десять лет спустя на средства церковного старосты Антония Адамовича Шанцилло Вознесенская церковь была обнесена каменной оградой, а во внутреннем дворе появились две каменные кладовые.
Последние серьезные строительные работы были предприняты в 1912-1913 годах на средства егермейстера Двора Его Величества Дмитрия Павловича Соломирского: церковь внутри и снаружи была заново отштукатурена и окрашена. Заметим, что венчающая колокольню главка и украшение ее барабана — единственный сохранившийся в Екатеринбурге образец форм позднего русского барокко.
С октября 1917 года над всей Русской Православной Церковью в целом и над каждым приходским храмом в частности нависла тяжелая туча безбожного режима. Отныне каждый храм находился под угрозой разграбления, осквернения и закрытия.
В 1920 году между Екатеринбургским Советом рабочих и народных депутатов и Вознесенской общиной был заключен договор о принятии в бессрочное и бесплатное пользование церковного имущества. Все, начиная от золоченых крестов на церковных куполах и заканчивая лампадными фитилями, принадлежало уже не общине верующих, не приходу, а советской власти, советскому государству.
2 мая 1922 года советская власть забрала из храма то, что она посчитала своим по праву. Из Вознесенской церкви были изъяты все предметы из драгоценных металлов.
Осенью 1926 года храм был закрыт и переоборудован под школу. Церковные росписи были закрашены, внутри здания построены стены, отгораживающие один класс от другого, на юго-западном углу храма появился небольшой двухэтажный пристрой, в котором разместились уборные. В подвальных помещениях были поселены школьные сторожа, а также устроена школьная столовая. В алтаре Благовещенского придела находился пионерский клуб, где святые иконы заменили на портреты коммунистических вождей.
В годы войны здание храма использовалось как хранилище Гохрана. В 1945 году в нем разместился историко-революционный музей.
В середине 50-х годов в Свердловске дискутировался вопрос о принадлежности Вознесенской церкви к памятнику архитектуры. За снос церкви выступали молодые свердловские архитекторы. Однако это решение отклонили. Храм Вознесения Господня должен был дождаться своего второго рождения.
16 ноября 1990 года исполком Горсовета принял решение о передаче Вознесенского храма Екатеринбургской епархии. Поскольку до января 1991 года в здании размещался областной краеведческий музей, оно было непригодно для богослужений. В некоторых приделах отсутствовал пол, почти полностью оказалась утрачена роспись, вид у храма был печальный.
Жизнь прихода возобновилась с Божественной Литургии 16 февраля 1991 года.
История Вознесенского прихода не окончена, она пишется каждым прожитым днем. Совершаются службы, приходят люди, звучит Слово Божие и действует здесь Его благодать. Многое сделано, и никто не знает того, сколько нам еще предстоит совершить, что пережить. «Слово митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения»
Ближайшая станция метро: «Динамо».
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Клары Цеткин, 11.
voznesenka.cerkov.ru