В двух шагах от площади Пьяццале Лорето (итал. Piazzale Loreto) в Милане, на улице Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (итал. via Giovanni Pierluigi da Palestrina), в углублении фасада зданий, стоит довольно скромный храм. Это католическая церковь Святого Искупителя (итал. Chiesa del Santissimo Redentore).
В архитектурном контексте города она не является важной, построена в конце XIX века в модном в то время и мало чем отличающемся от других стиле — неороманском, который подражал средневековому искусству и был выражен здесь без особой творческой заметности.
На месте, где сейчас стоит церковь Святого Искупителя, во второй половине XVI века находилась часовня — вспомогательное место богослужения прихода Сан-Бабила. В 1609 году, согласно пожеланиям кардинала Карло Борромео, высказанным им при жизни, началось строительство часовни Санта-Мария-ди-Лорето, посвященной Мадонне ди Лорето, которое было завершено в 1616 году, в год ее посвящения, и украшено ее статуей.
В конце XIX века, в связи со строительством района вокруг часовни, было решено построить более просторное место поклонения. Проект был поручен инженеру Луиджи Макки.
Первый камень был заложен в 1898 году, начав строительство здания, которое было завершено в 1900 году, в Юбилейный год Искупления.
Первоначально церковь должна была называться, как и старая часовня, Санта-Мария-ди-Лорето, но, поскольку 1900 год был посвящен Искупителю, она сменила название.
Церковь Святого Искупителя в Милане была освящена 2 июня 1900 года архиепископом Милана, кардиналом Андреа Карло Феррари.
Несмотря на то, что строительство церкви завершилось, отделка была произведена только в последующие годы: колокольню достроили в 1901 году и оборудовали концертной колокольной установкой в 1902 году.
Главный алтарь был установлен в 1903 году, декоративные фрески были начаты в 1924 году, а витражи — только с 1929 года.
Во время Второй мировой войны церковь Святого Искупителя сильно пострадала от бомбардировок в 1943 году, внутренние украшения были частично утрачены. В последующие годы были проведены масштабные реставрационные и ремонтные работы.
Здание церкви Святого Искупителя в Милане выполнено в ломбардском стиле. Фасад, выходящий на улицу Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, и которому предшествует церковный двор, был завершен в 1913 году. Он выдающийся, с облицовкой стены из красного кирпича и декоративными элементами из белого камня.
Есть три двери, из которых центральная шире, а меньшие повторяют мотив большей, но в уменьшенных пропорциях. Над каждой дверью есть окно-роза.
По бокам тимпана главной двери расположены четыре ниши, в которых помещено такое же количество созданных в 1913 году статуй, изображающих Четырех евангелистов. В люнетах, над двумя боковыми дверями, находятся два барельефа с изображениями ягненка и пеликана. На церковный этаж ведет четырехступенчатый пролет.
Слева позади находится колокольня квадратной формы, увенчанная коническим шпилем.
Интерьер состоит из трех нефов, как и предполагалось на фасаде, покрытых ребристыми крестовыми сводами. Общий вид храму придает характерное чередование участков светлого камня и красной терракоты, распределенных на столбах и арках.
В начале левого придела находится капелла, ранее бывшая баптистерием, посвященная Мадонне ди Лорето, внутри которой расположена полихромная деревянная статуя Мадонны с младенцем XVII века из разрушенной церкви Лорето. Сразу за капеллой Мадонны Лорето находится мраморный алтарь, посвященный Скорбящей Деве, воздвигнутый в 1905 году.
В первом пролете правого нефа размещен алтарь Распятия, под столом которого покоятся останки святой Кристины, девы и мученицы.
Главный алтарь, выполненный из мрамора, был завершен в 1903 году. В небольшом храме доминирует мраморная статуя Искупителя.
Стены поперечного нефа украшены двумя фресками, написанными в 1950 году профессором Анджело Галлони: в правом трансепте «Насыщение множества народа» и в левом трансепте «Тайная вечеря».
Пресвитерий возвышается на несколько ступеней над остальной частью церкви, и в нем находится новый деревянный главный алтарь, украшенный четырьмя барельефами с кафедры 1921 года, снесенной после Второго Ватиканского собора.
Старый главный алтарь выполнен из мрамора и возвышается над киворием, под которым находится статуя Иисуса Искупителя. Фреска в апсиде, написанная в 1924-1925 годах Марио Альбертеллой, изображает Троицу с Христом, восседающим на троне между святыми, ангелами и архангелами.
Орган церкви был построен в 1914 году, а после Второй мировой войны отреставрирован и расширен. Инструмент имеет электрическую передачу и управляется консолью с тремя клавиатурами по 61 ноте каждая и вогнуто-радиальным педальным пультом на 32 ноты, расположенным на полу в апсиде.
Адрес: Италия, Милан, ул. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, 5. / Via Giovanni Pierluigi da Palestrina 5, 20124 Milano.